Подвиг, равный апостольскому

25 июля 2014, 23:00 1545

«Здесь воссияет благодать Божия…»
И снова мой перекидной светский календарь напоминает о дате Крещения Руси… Указом Президента РФ от 1 июня 2010 года она установлена в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. В этом году День Крещения Руси отмечается в пятый раз. Своеобразный мини-юбилей? Какая наивность! Не пятый, а 2026-й!

Церковь более последовательно относится к дню памяти князя Владимира, на следующий год подходит тысячелетие его преставления и, можно сказать, прославления, ибо уже современники приравняли его подвиг к апостольскому. Так, иерей княжеской церкви Иларион, поставленный сыном Владимира Ярославом Мудрым митрополитом, в своём слове о законе и благодати свидетельствовал: «Воспевает похвальными песнями Римская страна Петра и Павла, которые привели к вере в Иисуса Христа, сына Божия, Азия и Эфес, и Патм – Иоанна Богослова, Индия – Фому, Египет – Марка. Все страны и грады и люди чтут и славят каждые своего учителя, что научил их православной вере. Похвалим же и мы по силе нашей малыми похвалами великого и дивного творца нашего, учителя и наставника великого кагана нашей земли Владимира, внука старшего Игоря, сына славного Святослава…» и далее с полным чувством достоинства и уважения к отечеству заключает: «Не в худой и в неведомой земле владычествовал, но в Русской, что ведома и слышима всеми четырьмя концами земли» (перевод автора).
988-й год… В школьные годы эта дата вызывает игру воображения двумя восьмёрками, превращающимися при наклоне головы в математические символы бесконечности. Один такой знак уводит далеко в древность, на тысячелетие ранее, откуда доносились пророческие предсказания Андрея Первозванного: «Видите горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, и встанет великий город, и церкви многие воздвигнет Бог». При желании этот знак погрузит нас и в библейскую историю, откуда слышны предупреждения ветхозаветных пророков Ноя, Исайи, Иезикииля, Иеремии.
Вторая восьмёрка устремит к нашему времени, к празднованию тысячелетия Крещения Руси у памятника святому князю Владимиру Святославовичу. Он Рюрикович в четвёртом колене, едва ли не самая известная фигура из князей, самая противоречивая, соединившая в себе две эпохальные культуры: язычество и христианство. И эту переходность эпох было невыносимо трудно преодолеть без жертв, без искушений, без жестокостей, без борьбы. Внешнее окружение очень сопротивлялось усилению Руси, её христианизации, её единению. Оно всегда смотрело на Русь как на лакомый кусок добычи. Внутренние распри, междоусобицы, борьба за власть разоряли страну в неменьшей степени. 
А что же Владимир? Он не сидит сложа руки. Его кипучую неуёмную натуру прославляют летописцы. Следуя принципу нелицеприятия, не будучи, как мы бы ныне сказали, ангажированными, они, монахи Киево-Печерского монастыря, в первую очередь Никон Великий, Нестор, не жалели и чёрных красок в описании его языческих привычек, страстей и пороков, среди прочих отмечая непомерное сластолюбие. Но они не могли без восхищения описывать и воинские доблести князя, его походы на поляков, вятичей и радимичей, на волжских болгар. Он раздвинул границы на юго-западе, вокруг Киева и на границах с печенежской степью построил города-крепости. Не это ли привлекало певцов былин, которые и спустя столетия воспевали Владимира Красное Солнышко. 
Конечно же, особую значимость в глазах и современников, и последующих поколений приобрёл его подвиг, на века определивший судьбу России, – это принятие христианства. Слава Богу, атеистические времена, когда лишь смаковались греховные наклонности Владимира-язычника, прошли, нет недостатка в объективной информации с оценкой деяний князя, крестителя Руси. Его по праву считают истинным отцом и родоначальником всей русской культуры.
Казалось бы, церковному календарю День Крещения Руси ближе, как и день памяти князя Владимира – светскому. Это мнение представляется верным, если не заглядывать глубоко, мыслить слабо, поверхностно, лишь тактически. Стратегическое осмысление феномена, его оценка заключена уже в ранге святости князя – равноапостольный. Государственное направление христианизации, замена языческих изваяний ликами Сына Божия Иисуса Христа и Богоматери Оранты (Заступницы) было выстрадано предшествующими событиями во взаимоотношениях с христианской Византией, Болгарией, воцерковлением Ольги, смертью варягов-мучеников…
Помню, во время Международных чтений по славистике в Киеве при посещении собора Святой Софии я был восхищён благолепием, в особенности фреской Богоматери Оранты, к которой с надеждой и упованием всегда прибегали все страждущие и чающие получить вспомоществование, да и азъ, многогрешный, молил Благословенную перед докладом с обоснованием своей гипотезы об авторстве «Слова о полку Игореве». И что же? Помогло… Как зачарованный, стоял я и у памятника князю Владимиру, воздвигнутого в 1863 году стараниями и талантом архитектора К.А. Тона, скульпторов В.И. Демут-Малиновского и П.А. Клодта в том самом месте, где, по преданию, воздвиг крест апостол Андрей…
К слову сказать, если памятник князю Владимиру не вызывает возражений, то нынешнее повальное увлечение подобным изваянием святых всё же даёт основания задуматься над стремлением перевесить чашу весов в сторону земного, дольнего, телесного, если не сказать, греховного. Это более напоминает языческие изваяния, нежели древние лики на иконах, бескровные, передающие святость, молитву, плач, сердечную чистоту, благочестие. Житие, иконописное изображение, например Тихона Задонского и его скульптурное изваяние, мягко говоря, не одно и то же. И второе не слишком побуждает осенить себя крестным знамением. 
Но, как говорили древние летописцы, вернёмся на предыдущее. Значимость деяния князя Владимира в том, что он избрал православие как истинное христианство, ввёл истинную церковь – столп и утверждение истины, которая последовательно несёт своё предназначение – спасать души людей в жизнь вечную.
Заглянем в историю страны и церкви: множество россиян услышали призыв Христа: «Идите за мной». Не об этом ли свидетельствуют тысячи святых, в земле Российской просиявших, преподобных, прославившихся жизнью во Христе, мучеников и мучениц, отдавших жизнь за Христа. Каждый день православного церковного календаря исполнен памяти об этих святых, жития которых не могут не восхищать и не вызывать стремление к подражению этим подвижникам. И первым из них является святой равноапостольный князь Владимир.
Пройдёт год, и мы встретим тысячелетие его памяти. Казалось бы, время должно стереть многие черты и подробности, но в том-то и суть монументально-исторического стиля изображения, по мысли академика Д.С. Лихачёва, утверждавшего, что со временем каждая чёрточка жития и деяний становится отчётливей, ближе, дороже, гениальнее. 
Будем же более внимательно изучать жития этих подвижников и стремиться хоть чуточку походить на них. Будем надеяться, что и в братской Украине возьмёт верх благоразумие и православие вернёт нас к любви и содружеству. К тому зовёт нас и память святого равноапостольного князя Владимира.