Политика - искусство возможного

27 апреля 2016, 05:00 1657

Наш сегодняшний собеседник - ­ Анатолий Петров -­ человек, хорошо известный в регионе благодаря двум моментам: он главный детский врач области и по совместительству депутат областной Думы. Поэтому и в разговоре с ним мы оба решили коснуться двух непростых тем: политики и медицины.

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (04/25/2016 - 18:06)

Анатолий Петров.

- Анатолий Ильич, вы заместитель председателя комитета по труду и социальной политике областной Думы…
- Да, я совмещаю эту должность на непостоянной основе с момента избрания в Думу в 2011 году без отрыва от своей основной работы в Тамбовской областной детской клинической больнице. Всегда считал, что гражданин своей страны обязан быть патриотом и должен принимать активное участие в общественно-политической жизни. Поэтому свой выбор осознанно сделал ещё в 2002 году, вступив в партию «Единая Россия». А затем по списку партии был избран в областную Думу.

- Какие законопроекты последних лет в области труда и социальной политики вы бы могли отметить как наиболее значимые для жителей региона?
- Таковых много, каждый из них затрагивает те или иные категории граждан. Да и если все их сейчас перечислять, получится не интервью, а официальный отчёт (улыбается). Могу сказать - все они направлены на улучшение жизни наших жителей, нет ни одного документа, который бы хоть как-то ущемлял их права или возможности. Но, безусловно, в числе первоочередных депутатских вопросов те, которые связаны с проблемами и заботами наименее социально защищённых категорий наших земляков. Социальная поддержка многодетных семей в Тамбовской области - одно из приоритетных направлений. Да и проблемы демографии в регионе подталкивают нас к более активной работе. По состоянию на 31 декабря 2015 года в Тамбовской области проживало 8866 многодетных семей, в них воспитывается 23 166 детей.

- Социальные гарантии. Как изменились статьи областного бюджета за последние два года в этом плане и что ждать в будущем году?
- Бюджет области на 2016 год имеет выраженный характер социальной направленности. На социальный блок предусмотрено 58 процентов всех бюджетных ассигнований. В проекте бюджета на 2016 год бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы «Развитие здравоохранения Тамбовской области на 2013-2020 годы» предусмотрены в сумме 5982,3 млн. рублей или 16,4 процента от объёма бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственных программ области.
Из общего объёма планируется направить 174,7 млн. рублей за счёт средств федерального бюджета, за счёт средств бюджета области - 5807,1 млн. рублей, за счёт средств фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 0,5 млн. рублей.
Предусмотренные в Законе объёмы бюджетных ассигнований в 2016 году по сравнению с объёмами, первоначально утверждёнными на 2015 год, увеличились на 355,1 млн. рублей или 6,3 %, в том числе за счёт средств федерального бюджета - на 1,2 млн. рублей.
На удовлетворение потребности в лекарственных препаратах детей первых трёх лет жизни и детей до шести лет из многодетных семей и обеспечение специализированными продуктами лечебного питания детей-инвалидов предусмотрено в бюджете 51,6 млн. рублей. Централизованная закупка медицинского оборудования для оснащения в 2016 году фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики предполагается в сумме 40,1 млн. рублей.

- Ряд депутатов Госдумы справедливо считают, что потенциал Закона «О социальном обслуживании граждан», вступившего в силу больше года назад, пока полностью не раскрыт. Некоторые регионы продолжают действовать по старинке, а принципиальных изменений в организации процесса соцобслуживания не особо видно…
- С 1 января 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», который определил переход от категориального предоставления услуг, при котором социальное обслуживание предоставлялось всем гражданам, относящимся к льготным категориям, к предоставлению услуг в соответствии с индивидуальной нуждаемостью. Новым законодательством предусмотрены механизмы, гарантирующие свободу выбора получателя социальных услуг и равенство их поставщиков. Это позволяет расширить спектр получаемых гражданами социальных услуг и в конкурентной борьбе обеспечить более высокое качество их предоставления.
В 2015-м сформирован и размещён на сайте управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области реестр поставщиков социальных услуг. В нём зарегистрировано 43 организации, предоставляющие социальные услуги, шесть из которых - негосударственные, что составляет 13,9 % от общего количества.
В 2015 году разработаны и утверждены тарифы на оказание социальных услуг, разработаны индивидуальные программы для каждого получателя на постоянной основе, продолжается работа по заключению договоров на оказание социальных услуг на новых условиях. В декабре 2015 года расширен Перечень социальных услуг, в него дополнительно включены 17 наиболее востребованных.
Изменён подход к доступности социального обслуживания путём введения новой услуги «Социальное такси», которую с февраля текущего года уже начали предоставлять центры социальных услуг Тамбова, Мичуринска, Моршанска. Определён механизм взаимодействия с общественными организациями инвалидов. Всего предусмотрено 400 бесплатных поездок. Данное направление деятельности планируется развивать путём расширения географии обслуживания и контингента получателей услуги.
В 2015 году на базе геронтологического отделения Тамбовского дома-интерната для ветеранов войны и инвалидов открыто отделение активного долголетия на 40 койко-мест.

- Не менее важный момент - слабая вовлечённость негосударственного сектора в оказание социальных услуг, хотя законодательно предусмотрены равные условия доступа как для государственных учреждений, так и негосударственных организаций в этой сфере…
- К сожалению, это так. Сложившиеся с советских времён традиции и стереотипы преодолеваются очень трудно. Львиную долю социальных услуг люди по-прежнему получают от государства. Мы будем делать всё возможное для вовлечения как можно большего числа представителей негосударственного сектора в оказание социальных услуг населению нашего региона.
- В 2013 году вы и ваши коллеги разрабатывали стандарт инвестиционной привлекательности региона. Разработка и введение этого понятия в целях улучшения инвестиционного климата тогда вызвала дискуссию в областном парламенте…
- Сложившиеся за последние десятилетия отраслевые структуры и эффективность производства в различных секторах экономики позволяют охарактеризовать Тамбовскую область как аграрно-промышленный регион.
С учётом этого определён основной вектор развития области, в 2013 году областной Думой был принят Закон «О стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года». В последнее время с учётом специфики нашего региона за счёт снижения ряда социальных рисков, активной реализации новым руководством областной администрации политики «импортовытеснения», главным образом в сельскохозяйственном секторе экономики, Тамбовская область заметно повысила свой инвестиционный потенциал.

- Можете ли вы назвать наиболее проблемные социальные вопросы региона? Хотя бы первые три…
- На мой взгляд, это повышение рождаемости, рост продолжительности жизни и сокращение миграционной убыли. Все три я объединил бы одним понятием - улучшение демографической ситуации. Несмотря на отдельные положительные тенденции последних лет, ситуация по-прежнему остаётся сложной. За 2015 год численность постоянного населения Тамбовской области уменьшилась на 12 тысяч человек.
В условиях естественной убыли населения миграционный приток является единственным источником компенсации убыли населения. Однако в 2015 году в Тамбовской области миграционная убыль составила 5,5 тыс. человек. Это самый высокий показатель в Центральном федеральном округе.
В разрезе муниципальных образований области наибольший отток населения наблюдается в Тамбовском районе, городах Мичуринск и Рассказово, а также в Знаменском районе. А в Моршанске, Тамбове, Уварово и Рассказовском, Кирсановском и Петровском районах наблюдается миграционный прирост населения.
Но есть и положительная динамика. Снизился коэффициент естественной убыли населения, который, по предварительным данным, в 2015 году составил минус 6,2 промилле на 1000 человек, а в 2014 году он составлял минус 6,5. Снижение коэффициента естественной убыли наблюдается в Петровском, Инжавинском, Первомайском, Рассказовском районах, а также городах Рассказово, Мичуринск и Моршанск. При этом самый высокий показатель в Сосновском, Мордовском, Ржаксинском районах, а самый низкий в городе Тамбове и Тамбовском районе.
Важный демографический показатель - суммарный коэффициент рождаемости, это число детей, рождённых одной женщиной на протяжении всего репродуктивного возраста. В области с 2012 года наблюдается положительная динамика по увеличению данного показателя.
- Вопрос, который касается многих - систематические задержки выплаты заработанной платы на ряде предприятий. В действующем законодательстве предусмотрена ответственность за её невыплату. Однако, как мы видим, этих мер недостаточно…
- Насколько мне известно, проблемы невыплаты заработной платы в Мичуринском районе сегодня нет. Что касается Мичуринска, то здесь ситуация более сложная... Но я уверен, что эту проблему можно полностью искоренить или максимально минимизировать. Существующее законодательство позволяет это сделать. Кроме этого, работник может обратиться за помощью в трудовую инспекцию, в прокуратуру, в суд. В большинстве случаев он вправе приостановить свою работу до положительного решения вопроса. Правда, все эти меры касаются той категории работников, которые оформлены в соответствии с законодательством РФ, по трудовым договорам.

- Я полагаю, эту ситуацию можно было бы исправить за пару месяцев. Почему нет показательных «внушений» тем руководителям, которые допускают подобное?
- Почему нет? Таких примеров в области немало. Много руководителей за последние годы за невыплату заработной платы привлечены к различным мерам административного воздействия, к уголовной ответственности, вплоть до лишения свободы в соответствии со ст. 145.1 УК РФ.
- Отдельная тема - поддержка местного рынка труда. Одной из самых уязвимых категорий граждан здесь оказались выпускники вузов и профессиональных училищ: уровень безработицы среди молодых специалистов без опыта работы выше, чем у других…
- Ответ на этот вопрос очевиден - создание новых рабочих мест, привлечение в область дополнительных инвестиций, строительство промышленных объектов, предприятий по переработке сельхозпродукции, развитие малого и среднего бизнеса. Чем собственно активно сейчас занимается новая администрация во главе с губернатором. Следует сказать, что существенное влияние на уровень безработицы среди выпускников вузов оказывают такие факторы, как недостаточность изучения рынка труда, переизбыток выпускников некоторых специальностей, например, юристов, экономистов.

- Как вы относитесь к «утечке мозгов» из Тамбовской области? В частности, ваших коллег…
- Эта проблема меня беспокоит, с ней приходится сталкиваться и по основной работе, и в связи с исполнением депутатских обязанностей. Нехватка квалифицированных медицинских кадров особенно остро ощущается в сельской местности. Для исправления ситуации совсем недавно, в феврале этого года, мы в областной Думе внесли изменения в Закон Тамбовской области «О регулировании отдельных вопросов охраны здоровья населения Тамбовской области».
Согласно изменениям в 2015 и 2016 годах выплаты в размере одного миллиона рублей, 500 тысяч - из федерального бюджета и 500 тысяч - из бюджета области, медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населённый пункт (рабочий посёлок) или переехавшим на работу в сельский населённый пункт (рабочий посёлок) из другого населённого пункта, предоставляются гражданам в возрасте до 45 лет, в 2016 году - прибывшим в возрасте до 50 лет. В 2013-2014 годах возраст указанных медицинских работников составлял до 35 лет. Принимаемые нормы влияют на укомплектованность медицинскими кадрами учреждений здравоохранения, а следовательно, на улучшение доступности медицинской помощи.

- Сравнивая наше время с годами СССР, можете ли вы сказать, что мы потеряли в области здравоохранения и что приобрели?
- Однозначного ответа нет. Потеряли, например, общедоступную сеть медучреждений по всей стране, укомплектованных неплохими кадрами медработников. Создали, к примеру, только за последние годы целый ряд медицинских центров для оказания высокотехнологичной помощи. Если в 2005 году в стране было проведено 60 тысяч сложных операций, то в 2014 году уже 715 тысяч. В сравнении с советским периодом в разы снизилась младенческая смертность.
По этому показателю Тамбовская область занимает первое место по ЦФО и второе место в РФ. И этот показатель не упал с небес. К нему мы шли долгих 10 лет и уже на протяжении восьми лет прочно удерживаем свои позиции. Это результат титанического труда медицинских работников всех без исключения специальностей, кто имеет отношение к женщине и ребёнку.
Генератором и вдохновителем этой работы стали наши специалисты. И что особенно хочется отметить, что она началась задолго до реализации национальных проектов в области здравоохранения. Вот наглядный пример того, что можно добиваться высоких результатов на местах, не дожидаясь отмашки с центра. Подобных как положительных, так и негативных примеров можно приводить множество и по советскому периоду нашей истории, и по современному. Важно другое - мы должны не замалчивать недостатки, а делать всё возможное для их исправления.
- Не кажется ли вам, что модернизация в отечественном здравоохранении не всегда сводится к логически понятным решениям?
- Да, недостатки нашего здравоохранения, отдельные ошибки в модернизации нельзя объяснить только нехваткой денежных средств. Многое зависит от человеческого фактора, особенно в стадии принятия управленческих решений. Поэтому степень эффективности современного здравоохранения я напрямую связал бы с подготовкой квалифицированных управленческих кадров. Ошибки управленческих решений, в том числе и в медицине, очень дорого обходятся государству, по их причине страдают люди, зачастую возникает социальная напряжённость в обществе.

- Что сулят российским врачам и их пациентам планы сегодняшней модернизации региональной медицины? Реалии таковы, что озабоченность жителей города и района зачастую явно непреувеличенная…
- В плане развития региональной медицины имеется определённый оптимизм, в том числе в Мичуринске и Мичуринском районе. Уверенность в успешном решении проблем вселяют энергичные действия новых руководителей, направленные на исправление ситуации.

- Главный принцип профессиональной деятельности врача - «Не навреди». А какой, на ваш взгляд, краткий постулат можно было бы связать с политикой?
- Считаю, что уровень жизни и благосостояния людей во многом зависит от качества принятых политических решений. Поэтому не буду особенно оригинальным, если повторю известное многим, но близкое мне изречение, что политика - искусство возможного.
 

Справка «МП»

Анатолий Петров ­- депутат областной Думы пятого созыва. Родился в 1956 году в Астрахани. В 1980 году окончил Астраханский государственный медицинский институт имени А.В. Луначарского по специальности «Педиатрия» и приехал по распределению в Тамбов. С 1980 по 1981 год проходил интернатуру по специальности «Анестезиология и реаниматология». После прохождения интернатуры направлен в областную детскую больницу в отделение анестезиологии­-реанимации, где проработал до 1982 года. В 1982 году после прохождения специализации по эндоскопии в городе Горьком стал работать врачом­-эндоскопистом в областной детской поликлинике Тамбова. В 1987 году в качестве служебного перевода направлен главным врачом Тамбовской детской поликлиники № 3. С 1991 года и по настоящее время работает главным врачом Тамбовской областной детской клинической больницы. Председатель регионального отделения Союза педиатров РФ по Тамбовской области. Председатель Детского фонда. В 1997 году ему присвоено почётное звание «Заслуженный врач Российской Федерации».