Лента новостей
Статья24 мая 2012, 01:00

Прощание славянки

24 мая - День святых равноапостолов Кирилла и Мефодия - просветителей, проповедников христианства, создателей славянской азбуки, письменности, культуры

История празднования Дня святых равноапостолов Кирилла и Мефодия весьма поучительна. Зародившийся к концу первого тысячелетия новой эры - в эпоху расцвета славянских государств - и почитаемый во всех славянских землях праздник этот в мрачные времена Средневековья подзабылся. Вернее, его заставили забыть: часть славянских народов оказалась в сфере влияния римско-католической церкви, часть - под пятой у турок. Новые властители отлично понимали, что особая азбука, общий для всех славян язык богослужения - дар святых братьев - это мощный фактор самоидентификации угнетённых народов, средство их объединения. Поэтому память о великих просветителях изглаживалась, а разработанная ими азбука запрещалась. Часть славян приняла католичество, отказалась от кириллицы в пользу латиницы.

Возрождение праздника относится к XIX веку, когда в славянских землях наметились ростки национально-освободительных движений. Поэтому можно сказать, что День святых Кирилла и Мефодия - это символ славянского самосознания, культурно-исторической общности славянских народов, особого славянского пути. Именно так и воспринимался этот праздник нашими братьями-славянами. В России всё было несколько иначе. Неслучайно, что празднование Дня святых братьев-просветителей было утверждено российским Синодом в 1863 году: 60-е годы позапрошлого века - время расцвета идей славянофильства, согласно которым Россия призвана освободить порабощённые славянские народы и объединить их "вольной семьёй" вокруг себя. Таким образом, помимо культурно-религиозного аспекта, День славянского самосознания приобрёл для русских и явную геополитическую составляющую. Время показало, что этот подход был ошибочным.
Практическое воплощение славянофильских идей воспоследовало через полтора десятилетия - в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг., поводом к которой стал форменный геноцид: турецкие нерегулярные части - башибузуки вырезали в 1876 г. более 30 тысяч болгар. Болгария была в полном подчинении у турецкого султана, и он мог делать со своими православными подданными всё, что ему заблагорассудится. Россия разбила Турцию и ценой 100-тысячных потерь подарила независимость Болгарии. Российское общество распростёрло объятия для приёма болгар в свою "вольную семью", но не тут-то было. Как выяснилось, ещё более турок болгары боялись объединения с Россией и "растворения" в ней. В итоге новое государство возглавил немецкий князь Александр Баттенберг, а затем немецкий же принц Фердинанд Заксен-Кобург. Сразу после обретения независимости в стране возникла мощная русофобская партия. Обе мировые войны Болгария воевала на стороне Германии. А что Россия? Всё просто: мавр сделал своё дело…
Болгарская оплеуха не охладила славянофильских порывов России: в 1914 году она вступилась за Сербию и утонула в Первой мировой войне. Окончание мировой бойни Сербия встретила в статусе страны-победительницы. Российской же империи более не существовало: она прикрыла собой братский народ от австрийцев и немцев - и пала замертво. А во Второй мировой войне спасённая Сербия (в составе Югославии), как и Болгария, стала союзницей Германии. Вывод из всей этой истории простой: России надо чтить общую славянскую культуру, не пытаясь жертвовать собой во имя химерической идеи спасения и объединения славян. По всей видимости, сами славяне в этом не нуждаются.
Наше время вновь даёт отрицательный ответ на пушкинский вопрос: славянские ручьи сольются в русском море? Не хотят они сливаться. День славянской письменности и культуры отмечается у нас с 1991 г. - последнего года существования СССР. Союз развалился, узы, волей-неволей скреплявшие "братство народов", исчезли, братьев больше не стало. Бывшие "братушки" из стран Центральной и Восточной Европы, которых мы освободили от гитлеровцев, как видно, мстят нам за это, обзывают оккупантами, оскверняют монументы советским воинам. Сейчас они стройными рядами потянулись в недружественные нам структуры - ЕС и НАТО, чтобы наводить на нас американские ракеты и сканировать наши телодвижения американскими же радарами. В угоду Западу кириллица меняется на латиницу - и исчезает последняя скрепа, соединяющая нас, - письменность. Между нами всё меньше общего. Только туристы.
На территории бывшего СССР то же самое: со славянским братством проблематично. Украина спит и видит себя в Евросоюзе и НАТО, проводит с нашими потенциальными противниками сухопутные и морские учения, терроризирует нас статусом Севастополя. Белоруссию же мы сами толкаем в европейские объятия беззастенчивой алчностью наших нефтегазовых олигархов. Им ведь безразлично, кому продавать сырьё (национальное достояние), главное, чтобы деньги платили. Белоруссию, родную сестру России, изувеченную немцами, сражавшуюся с ними всем своим героическим народом, наши воротилы изводят газовым шантажом, зато без сбоев качают нефть и газ в Прибалтику, где не прекращаются издевательства над русскоязычным населением и проводятся парады ветеранов войск СС! Капитализму чужды вопросы патриотизма и морали.
Но более всего угнетает разобщённость славян на территории Российской Федерации - самих русских. День славянской культуры и письменности - единственный праздник, отмечаемый совместно государством и церковью. И за то, что русские сейчас друг другу - словно волки, несут ответственность и государство, и церковь. Об антинародной сущности нынешнего государства не говорил только ленивый. Но когда двадцать лет назад один подгнивший режим сменился ещё более ущербным, несправедливым, у церкви был исторический шанс объединить всех "труждающихся и обременённых" вокруг себя: к ней инстинктивно потянулись миллионы потерявшихся в "новорусской" жизни людей. Но вместо того, чтобы оградить их от лихой власти, церковь сама стала её частью, желая восстановить утерянные при Советах статусно-материальные позиции. А ведь тысячелетняя история РПЦ доказывает, что её истинное величие не зависело от "братания" с мирской властью, - был другой, верный, путь. О нём говорит выдающийся историк Р.Г. Скрынников в книге "Святители и власти": "Церкви никогда не удалось бы приобрести исключительную власть над умами, если бы среди её деятелей не появлялись подвижники, не щадя живота служившие идее".
Именно ради благой идеи совершили просветительский подвиг святые Кирилл и Мефодий, позволившие когда-то всем славянам посредством единого языка осознать себя частью единого целого, одной семьи. Размышляя над тем, чем мог бы быть для нас, славян, день 24 мая и чем он так и не стал, невольно вспоминаешь грустный афоризм Екатерины II: "Ожидание праздника лучше самого праздника"…

Автор:Роман Евликов