Лента новостей
Статья30 августа 2011, 01:00

Россия моя, Россия...

М.И. Цветаева
М.И. Цветаева

70 лет назад в Елабуге трагически погибла М.И. Цветаева (1892-1941), русский поэт, одна из крупнейших поэтов ХХ века

В июне 1931 года в одном из парижских изданий будет напечатано маленькое стихотворение Марины Цветаевой "Лучина". В нём есть такие строки:
... скушным и некрасивым
Нам кажется ваш Париж.
Россия, моя Россия,
Зачем так ярко горишь?

Позднее в "Тоске по родине" (1934) прозвучит:
Всяк дом мне чужд,
всяк храм мне пуст,
И всё равно, и всё едино.
Но если по дороге - куст
Встаёт, особенно рябина...

Одна из самых блестящих поэтов русского Серебряного века Марина Ивановна Цветаева, покинув Отечество двадцатилетней (категорически не приняла большевистскую власть), вернулась на родину ненадолго - в 1939-м. В последнем для неё перед эмиграцией 1922 году советская Москва успеет выпустить три её книги стихотворений: "Вёрсты" (написана ещё в 1916-м), "Конец Казановы" и "Разлука". Но и этого будет уже достаточно, чтобы молодой автор оказался в числе многообещающих национальных поэтов.
Замечательна и трагична биография коренной москвички Марины Цветаевой, дочери профессора Московского университета, историка искусства и филолога, основателя Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств) Ивана Владимировича Цветаева и пианистки, ученицы великого Рубинштейна Марии Александровны Мейн.
Детство прошло в Москве и Тарусе. В гимназии и музыкальной школе недоучилась, но в 16-летнем возрасте изучала старофранцузскую поэзию в Сорбонне, жила в Европе с матерью, полная детских впечатлений о Лозанне, католическом пансионе.
Стихи писала с шести лет. Первая её книга "Вечерний альбом" (1910) была приветливо встречена критикой. Николай Гумилёв угадает в авторе книги "девических признаний" своеобразие и талант. Валерий Брюсов увидит в сборнике "непосредственные черты жизни". Марина подтвердит оценки её начальных творческих шагов мэтрами поэзии начала XX века ещё двумя сборниками - "Волшебный фонарь" (1912) и "Из двух книг" (1913).
Раннее замужество свяжет её с Сергеем Эфроном, тогда ещё студентом, будущим участником Белого движения, эмигрантом, активистом "Союза возвращения на родину". Цветаева в юности увлечётся поэзией Бориса Пастернака, подружится с Осипом Мандельштамом. Годы Гражданской войны - голодная жизнь на чердаке и стихи, воспевающие Белую добровольческую армию, в которой воевал её муж.
Первые три года "самых ярких в её жизни" вне России прошли в Чехии. Здесь была написана лучшая её книга с такими шедеврами, как "Поэма горы", "Поэма Конца". Тогда же и там же выйдут книги "Царь-девица", цикл стихов "К Блоку", сборники "Разлука", "Ремесло"...
И - тринадцать лет в Париже. Жизнь в неустанном труде, неустроенности, бедности. Здесь выйдет и последний сборник лирики "После России" (рукопись создавалась ещё в Чехии). С этого времени Цветаева не издаст ни одной новой книги ни в эмиграции, ни тем более Москве, куда она вернулась вместе с сыном.
Муж Сергей Эфрон, вынужденный в эмиграции сотрудничать с НКВД, окажется замешанным в политическом убийстве и спешно покинет Францию, чтобы вернуться в Советскую Россию. В 39-м году в Подмосковье была арестована сестра Марины - Ариадна. Узник ГУЛАГа, она переживёт Сталина и скончается на свободе в 1975 году.
Из дневниковой записи Марины тех лет: "...Моя неудача в эмиграции в том, что я не эмигрант. Содержания моего она (эмиграция) не узнала из-за гомеричности размера. Здесь преуспеет только погашенное, и странно было бы ждать иного!.. Я иссохла, иссякла, нищая. Но иссыхание, иссякновение - душевное, а не стихотворное. Глубинно-творческое, а не тетрадное. Знаю ещё, что стоит только мне взяться за перо... Знаю ещё, что всё реже и реже берусь за него...".
Великая Отечественная обернётся для Марины Ивановны эвакуацией. В августе 1941-го она приедет в Елабугу, где ей предложили работу судомойки в столовой. Был последний день месяца, когда её нашли повесившейся в сенях избы, где она снимала комнату. Сергея Эфрона расстреляют два месяца спустя в этом же году - 15 октября. Сын Георгий погибнет на фронте в сорок четвёртом.
Наследие Марины Ивановны Цветаевой, до сих пор так и не изданное полностью, - это не только стихи, без которых давно не представима русская поэзия, но и проза. В основном автобиографическая. В том числе повести из детства - "Дом у старого Пимена", "Мать и музыка", рассказы и статьи.
Цветаева оставила глубокие характеристики творчества и личности Александра Блока: "Удивительно не то, что он умер, а то, что он жил. Он как-то сразу стал ликом заживо-посмертным... Смерть Блока я чувствую как вознесение". О Есенине: "У Есенина был песенный дар, а личности не было. Его трагедия - трагедия пустоты. К 30 годам он внутренне кончился. У него была только молодость. Пел и пил". О Маяковском почти библейски: "...Кончил сильнее, чем лирическим стихотворением, - лирическим выстрелом. Двенадцать лет подряд Маяковский убивал в себе Маяковского поэта, а тринадцатый поэт встал и человека убил. Прожил как человек, а умер как поэт".
Марине Цветаевой было двадцать лет, когда она провидчески написала строки:
...Моим стихам,
как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.

Что и произошло ещё при её жизни. О нашем времени и говорить нечего.

Автор:Виктор Кострикин