Лента новостей
Статья8 мая 2014, 01:00

Сержант Великой Отечественной

В.И. Кузнецов. Фото Валентина Баркова.
В.И. Кузнецов. Фото Валентина Баркова.

Для Владимира Ивановича Кузнецова самый дорогой праздник – День Победы, потому что и он в числе тех, кто с оружием в руках отстаивал независимость Родины и внёс посильный вклад в Победу. Ежегодно в этот день он надевает свой скромный чёрный пиджак, увешанный боевыми наградами, самая значимая из которых - орден Отечественной войны первой степени, и участвует в общегородских торжествах.

ИСТОКИ

Он и сейчас живёт в доме на ул. Тамбовской, в котором родился, из которого по утрам ходил учиться в школу №10. Успел закончить только семь классов, когда грянула война. Было ему тогда 17 лет. На фронт из-за недостаточного для несения военной службы возраста не взяли, но, как и других учеников, отправили рыть окопы под присмотром классного руководителя под Смоленск. Поработали меньше месяца, когда вдруг налетела вражеская авиация и начала бомбардировку. Классный руководитель велел ребятам возвращаться домой. Двое суток езды на товарном поезде, и голодные, измученные труженики тыла вернулись в родной город.
В то время отец героя нашего рассказа Иван Андреевич работал столяром в мебельном цехе горпромкомбината. Он устроил сына учеником в цех, и они стали ходить на работу вместе. Сбивали ящики для артиллерийских снарядов. Без отрыва от производства Владимир Иванович прошёл воинский всеобуч, организованный военкоматом. А в декабре 1942 года его взяли в армию по объявленному руководством страны досрочному призыву (до 18-летнего возраста ему не хватало четырёх месяцев). Попал в Вологду, где прошёл обучение на курсах подготовки обслуги зенитной артиллерии. Получил специальность подносчика снарядов к 76-миллиметровым зенитным орудиям.

БОЕВОЕ
КРЕЩЕНИЕ

Боевое крещение получил в районе Мариинской системы шлюзов, по которой в период навигации на катерах и баржах доставлялись грузы в Ленинград. Немцы уделяли большое внимание этому стратегически важному объекту, регулярно подвергая его бомбовым ударам. Батарея из четырёх орудий, входившая в состав отдельного дивизиона, в котором проходила служба В.И. Кузнецова, охраняла это гидротехническое сооружение от налётов «юнкерсов-88». В феврале 43-го на расположение батареи упали сразу три бомбы. Они нанесли серьёзный урон орудиям и живой силе. Пострадал и Владимир Иванович: от мощного взрыва его контузило, и он лишился правого глаза. Но об этом он узнал позже, когда очнулся после продолжительной потери сознания в санитарном поезде. Полтора месяца лечился в госпитале Вологды.

ДОРОГАМИ
ВОЙНЫ

После лечения В.И. Кузнецову вынесли вердикт: годен к нестроевой службе. Пришёл приказ о его переводе в стройбат. Но Владимир Иванович не согласился с таким решением и упорно добивался, чтобы его отправили на передовую. На пересылочном пункте, куда он попал после госпиталя, ему посоветовали написать рапорт командованию с просьбой отправить его на фронт. Он так и сделал и добился своего: артиллериста Кузнецова направили в зенитную часть, охранявшую аэродром под Вологдой.
В то время на фронте испытывалась острая нехватка сержантского состава. И были приняты меры к ликвидации этого недостатка. В частности, из подразделения, в котором проходил службу В.И. Кузнецов, подобрали наиболее способных солдат для обучения на сержантов. В учебный взвод зачислили и Владимира Ивановича. Последовали четыре месяца напряжённой учёбы, во время которой воины проходили строевую и огневую подготовку, изучали приёмы рукопашного боя. После учёбы В.И. Кузнецову присвоили звание младшего сержанта и назначили командиром отделения связи во взводе управления батареи, входившей в состав войск Второго Белорусского фронта. В сентябре 1944 года военный эшелон, в котором находился и Владимир Иванович, прибыл в Смоленск. И как раз в это время начался налёт вражеской авиации на станцию. Было много погибших и раненых. Артиллеристов посадили в грузовые машины и повезли в лес, где дислоцировался полк, к которому они были приписаны. На вооружении артиллеристов были американские орудия 45-го калибра «Бофорc», которые использовались для поражения самолётов, танков и пехоты. В.И. Кузнецова назначили командиром отделения связи первого дивизиона первой батареи артиллерийского полка. Кстати, когда вручалось знамя полка, состоять в эскорте знаменосца выпала честь Владимиру Ивановичу как имеющему боевые заслуги.
В задачу полка входила охрана пехоты, наступавшей в западном направлении, от танков и налётов вражеской авиации. От Смоленска полк прошёл всю Белоруссию, Литву и вступил на территорию Восточной Пруссии. Самый продолжительный и трудный переход пришёлся на зиму 1944-1945 годов. Артиллеристы отражали налёты вражеской авиации, стреляли по немецким танкам и пехоте. А связисты обеспечивали связь батареи со штабом. Чтобы у фашистов не было времени окопаться, наши войска находились в постоянном наступательном движении. Поэтому позиции батареи менялись очень часто, и связистам приходилось каждый раз налаживать связь по-новому. На отдых времени совсем не оставалось, бойцы спали буквально на ногах.
Наших воинов на всём пути следования подстерегали опасности в виде оставленных врагом мин и растяжек. Большую опасность представляла и немецкая разведка, действовавшая в тылу наших войск. Было немало случаев, когда фашисты повреждали линии связи. Затаившись недалеко от места повреждения, они поджидали, когда придут наши связисты, ищущие обрыв. При их появлении открывали огонь. Двоих обычно убивали, третьего брали как языка. Командир отделения связистов В.И. Кузнецов сумел избежать потерь благодаря природной сообразительности. Для выявления места разрыва линии связи он использовал крюк из проволоки. При обнаружении повреждения определял место, где могли затаиться фашисты, и бросал туда «лимонку». Нередко подтверждалось, что такая мера небесполезная. Иногда приходилось применять также карабин и пистолет системы ТТ, который В.И. Кузнецову разрешалось иметь как командиру отделения.

ВСЕМ СМЕРТЯМ
НАЗЛО

За годы войны Владимир Иванович повидал немало смертей. Особенно запомнилась нелепая гибель командира взвода. Решив побравировать перед солдатами своей храбростью, он вылез из окопа и получил от снайпера пулю в лоб. И сам В.И. Кузнецов не раз бывал на волоске от смерти. Ветеран вспоминает такой случай. Нередко связисты помогали пехоте штурмовать позиции врага. Однажды завязался рукопашный бой в окопе противника. Здоровенный рыжий немец направил автомат на Владимира Ивановича, но он успел выбить его из рук фрица прикладом карабина. После этого немец сильно ударил нашего бойца по кадыку и подмял под себя. Физически Владимир Иванович не мог противостоять такому крупному мощному противнику, и ему казалось, что конец уже близок. Но в какой-то момент вспомнил о пистолете в кармане. И это его спасло. Два выстрела, и навалившееся тело обмякло. Еле выбравшись из-под тяжёлого гнёта, он представлял собой страшное зрелище – весь в крови, еле передвигающий ноги. «Что с тобой, кузнечик?» - спросил взводный.
Не избежал В.И. Кузнецов и второго ранения. На переправе через реку Оршу в ногу угодил осколок от разорвавшейся фашистской бомбы. Операцию по удалению впившегося в кость осколка делали без применения обезболивающего средства. Не притупили острую боль выпитые два глотка спирта. До сих пор рана на ноге даёт о себе знать.
Из Восточной Пруссии дальнейший путь лежал на Берлин.Однако часть, в которой служил В.И. Кузнецов, была признана небоеспособной: из четырёх орудий в батарее осталось только одно, и людей сильно поубавилось. Поэтому, дойдя до Балтийского моря, артиллеристы остановились. Здесь их и застала весть о победе над фашистской Германией. Навсегда остался в его памяти салют, произведённый из орудий и стрелкового оружия, ознаменовавший Победу.
В июле 1945 года артиллеристы получили приказ возвращаться в свою страну. Шли пешком, неся оружие и вещмешки. В городе Вильно воинов разместили в казарме без окон и дверей с земляным полом. Здесь был получен приказ о первой демобилизации. Он касался тех, у кого было три ранения и кому за 40. В октябре последовал приказ о второй демобилизации. Под него подпадали те, у кого было одно или два ранения. Старшего сержанта В.И. Кузнецова вызвали в особый отдел и предложили остаться на сверхсрочную службу, пообещав различные блага и льготы. Но он отказался, сославшись на то, что дома остались престарелые родители, нуждавшиеся в уходе, и был демобилизован. Перед самыми ноябрьскими праздниками Владимиру Ивановичу выдали новенькую гимнастёрку, и он отправился домой. И вот он снова в родном доме, из двора которого виден величественный Боголюбский собор. Здесь его ждало известие о том, что один брат погиб на фронте, другой попал в плен.

ВОЗВРАЩЕНИЕ
К МИРНОЙ ЖИЗНИ

На семейном совете было решено, что Владимиру Ивановичу нужно учиться дальше. И он поступил в пищевой техникум. На четвёртом курсе женился. Его избранницей стала однокурсница Нонна Павловна, с которой он до сих пор делит радости и печали. После окончания техникума супруги поступили на работу на консервный комбинат, находившийся на ул. Лаврова. Было это в 1950 году. Начинали сменными мастерами: Нонна Павловна – в варенье-варочном цехе, Владимир Иванович – в халвичном. Впоследствии он был начальником сокового цеха, затем старшим мастером рушильного цеха (здесь семена подсолнечника освобождались от шелухи). 29 лет назад В.И. Кузнецов ушёл на заслуженный отдых, но до сих пор не без чувства гордости вспоминает о золотой поре этого перерабатывающего предприятия, обеспечивавшего всю Россию десятками видов консервной продукции высокого качества. Владимир Иванович помнит и первого директора Демьяна Кузьмича Белоцерковского, при котором комбинат занял первое место в общероссийском соревновании родственных предприятий.
Недавно В.И. Кузнецову исполнилось 89. Но по-прежнему его рукопожатие крепкое, выдающее немалую жизненную силу. Он радуется каждому наступившему дню, находит удовольствие в выращивании на приусадебном участке овощей, в чём большую помощь ему оказывает сын Вадим Владимирович, до выхода на пенсию работавший старшим контролёром ОТК на заводе «Прогресс». Другая его страсть – рыбалка. Пообщавшись с этим скромным человеком, мы пожелали ему крепкого здоровья ещё на многие годы и, конечно, поздравили с самым дорогим для него праздником – Днём Победы.

Автор:Владимир Кужелев