Лента новостей
Статья12 апреля 2012, 01:00

Сила обстоятельств

Непонятное существо - человек. Чем комфортнее у него жизнь, тем слабее он зачастую становится духом и телом, мается, выдумывает себе проблемы, обрастает всё новыми болезнями. Но, оказавшись в экстремальных условиях, вдруг делается сильным и выносливым, доказывая себе и всему миру, что не зря именуется венцом природы.

Немногие знают, что на окраине города Щигры, что в Курской области, в годы Великой Отечественной войны располагался концентрационный лагерь. С июля 1942 по февраль 1943 года здесь, на оккупированной фашистами территории, содержались мирные советские граждане, согнанные с близлежащих областей. Жительница улицы Гончарова нашего города Е.В. Конюхова, уроженка села Голосновка Воронежской области, вместе с мамой оказалась в числе его узников. Вот что вспоминает Екатерина Васильевна о том страшном времени.
"Мне было три с половиной года. До сих пор перед глазами стоят высокие чёрные стены бараков. Старики, женщины, ребятишки шли сюда пешком несколько десятков километров. Конечно, у меня мало что сохранилось в памяти. Мама рассказывала, как детей оставляли под присмотром стариков, а взрослых принуждали работать - копать траншеи. Особых издевательств со стороны немцев не было. Кормили вот только один раз в день какой-то баландой, да ребятишки всё время плакали от голода и холода. Когда угоняли из села, никто не смог взять узелков в дорогу, поэтому ходили в лохмотьях. Как выжили, одному Богу известно. Видно, народ тогда крепкий был. Мама славилась в селе трудолюбием и физической силой: косила наравне с мужиками. И меня, когда подросла, приучала к порядку: если не выполняла данное на день задание по хозяйству, наказывала по всей строгости. Наверное, это правильно.
И вот пришло долгожданное освобождение. Людей расселили по домам, накормили, дали работу. Два года мы прожили в Щиграх, но всё это время тянуло на родину. Вернулись. От села в шестьсот дворов почти ничего не осталось. На месте нашей избы стояла лишь печь с устремлённой в небо трубой. Поначалу жили в землянках, но были рады и такому пристанищу, ведь самое главное - сдюжили, не сгинули в фашистских застенках.
А времена ещё долго оставались нелёгкими. В 47-м случился неурожай. Чего только не ели тогда: вся растительность под ногами в ход пошла: лебеда, крапива, борщевик, конский щавель. Добавляли всё это в тесто и пекли хлеб. Выручили две козы: их молоко спасло нас от голода".
Личная жизнь Екатерины Васильевны сложилась удачно. После школы она окончила курсы проводников на железной дороге и работала какое-то время в поезде на маршруте Воронеж-Москва. Познакомилась с будущим мужем, также железнодорожником, переехала в Мичуринск. Супруга, хоть он и не воевал по причине малолетства, всё же настигли отголоски войны. В начале пятидесятых он служил в армии на Западной Украине. Перед самым увольнением в запас солдат отравили местные жители, враждебно настроенные к советской власти, подсыпав в колодец какой-то яд. Слёг весь полк. За полгода, проведённые в госпитале, врачи поставили молодого человека на ноги, только желудок продолжал болеть всю оставшуюся жизнь.
Государство наградило Екатерину Васильевну медалью, приуроченной к 65-летию Победы, а несколькими годами раньше она оформила статус бывшей несовершеннолетней узницы концлагеря, что дало ей право на определённые социальные льготы.
Сейчас Е.В. Конюхова проживает в небольшом частном доме с тремя сыновьями. О плохом старается не думать. "Раз уж войну пережили, то и кризис переживём", - рассуждает она, потому что знает, человек - существо удивительное: чем сильнее бьёт его жизнь, тем крепче он становится.

Автор:Ирина Адам