Лента новостей
Статья20 февраля 2015, 23:00

Служба на немецкой земле

Можно быть защитником Родины, проходя военную службу за границей. Так получилось и у меня.

В. Ефремов (слева) с  однополчанами.
В. Ефремов (слева) с однополчанами.

В ряды Вооружённых Сил я был призван в далёком 1967 году. Тогда призывная кампания имела куда более внушительные масштабы, чем сейчас, и молодёжь не «косила» от армии. У молодёжи считалось делом чести встать в ряды защитников Родины, а также стран Варшавского договора, членом которого был СССР, а если смотреть шире - мира на всей земле. Ведь Варшавский договор служил серьёзным противовесом блоку НАТО. В октябре 1967 года сотни призывников из Тамбовской области, в числе которых был и я, привезли в Ряжск, а оттуда отправили в бывшую Восточную Пруссию, которая после войны стала Калининградской областью. Остановились в городе Гусеве (бывший Гумбинен). Он назван именем советского генерала, погибшего в ходе проведения военной операции по освобождению Восточной Пруссии от фашистов. Пройдя курс молодого бойца, в ноябре мы приняли воинскую присягу в роте имени Героя Советского Союза рядового Юрия Смирнова, удостоенного этого высокого звания посмертно за героизм и мужество, проявленные при взятии Кёнигсберга. После этого нас отправили в товарном эшелоне в Восточную Германию. Двое суток тащились по территории Польши. Во время остановок к нам подходили местные жители. В их словах и поведении не было и тени враждебности к нам. Не то что сейчас, когда мы узнаём, что «благодарные» поляки в знак признательности за освобождение от фашистской чумы сносят памятники советским воинам. На территории Польши, входившей тогда в Варшавский договор, стояла Северная группа советских войск. А Войско Польское было полностью оснащено советской военной техникой, которая и сейчас стоит на вооружении польской армии. Проехав Польшу, мы пересекли реку Одер по мосту «Дружба» и оказались на территории Восточной Германии, в пограничном городе Франкфурт-на-Одере. Здесь мы влились в группу советских войск в Германии, которая включала три общевойсковые и одну воздушную армии общей численностью 500 тысяч военнослужащих. На её вооружении было 10 тысяч танков, а также прочая бронетехника.
Я попал в 74-й учебный мотострелковый полк, дислоцировавшийся в городе Котбус. Здесь готовили младших командиров мотострелковых отделений, и мы считались курсантами. Полк насчитывал более трёх тысяч солдат. Мы прошли основательную воинскую подготовку, которая, как нам объяснили, могла потребоваться в случае противостояния вооружённым силам стран НАТО. Таким образом, мы служили щитом, защищавшим от агрессии все государства социалистического лагеря. И не случайно в нашей строевой песне были такие слова:
Далеко от Отчизны
любимой
Здесь мы Родине
служим своей,
Охраняя наш лагерь
единый.
В течение шести месяцев, проведённых в учебке, мы каждый день упражнялись в стрельбе из снайперской винтовки Драгунова. Каждый месяц на неделю выезжали в учебный центр «Штаков», где проводили дневные и ночные стрельбы из всех видов стрелкового и противотанкового оружия. Проводились и ротные учения, во время которых мы на ходу вели огонь из всего имевшегося у нас оружия. Ежедневно во время тактических занятий ходили в учебные атаки. Подвергали нас и испытаниям танками. Они проходили так. Мы прятались в окопе, а над нами, грохоча гусеницами, проходила тяжёлая техника. Как только танк переезжал через окоп, мы бросали в него учебную гранату. В общем, научили нас всему, что может пригодиться в бою. На полигоне нередко доводилось сталкиваться с нашими союзниками - солдатами национальной народной армии ГДР. Не раз участвовали в совместных учениях.
Перед выпуском из учебки командование организовало для нас экскурсию по Берлину. Мы посетили Трептов парк, где увидели памятник советскому воину-освободителю, созданный Вучетичем. На постаменте находится огромная книга с именами наших воинов, павших при штурме Берлина. Здесь же - выложенная из стёклышек всех цветов радуги мозаика ордена Отечественной войны. В карауле - полицейский. Возложив венки к памятнику воину-освободителю, мы отправились в восточный район города - Карлсхорст, где в столовой бывшего военно-инженерного училища вермахта 8 мая 1945 года представителем немецкого командования генерал-фельдмаршалом Кейтелем был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Капитуляцию принимал маршал Советского Союза Г.К. Жуков и представители военного командования стран антигитлеровской коалиции. Здесь мы увидели огромный деревянный макет Берлина, изготовленный нашими умельцами по приказу Г.К. Жукова перед началом штурма Берлина и дававший возможность координировать действия советских войск в логове фашистов. Этот макет имел высокую точность и сохранил жизни сотням наших солдат. Ещё мы увидели находящуюся там под стеклом огромную кучу рыцарских крестов всех степеней, снятых с пленных фашистов и помещённых здесь в назидание будущим поколениям.
В конце мая 1968 года в учебке состоялись выпускные экзамены, по результатам которых курсантам присвоили звание младшего сержанта. Затем было распределение по частям. Я попал во взвод охраны. Мы охраняли огромный продовольственный склад в Франкфурте-на-Одере, из которого осуществлялось снабжение продовольствием всей группы советских войск в Германии. В караул ходил через день, выполнял обязанности и начальника караула, и разводящего.
В одну из августовских ночей 1968 года прозвучал сигнал боевой тревоги. По команде войска группы советских войск в Германии, соединения национальной народной армии ГДР и части армий стран Варшавского договора направились в Чехословакию спасать там социалистический строй. За одну ночь перед американскими танками на чехословацко-западногерманской границе мощной преградой выстроились советские танки. Наша часть исправно снабжала продовольствием личный состав организованной Центральной группы войск в Чехословакии. А когда ситуация в Чехословакии нормализовалась, наша часть вернулась на постоянное место дислокации.
23 февраля 1969 года должно было состояться торжественное возложение венков к памятнику советским воинам, павшим при штурме Зееловских высот, где Г.К. Жуков применил знаменитую атаку ночью с прожекторами. В том бою пали тысячи наших воинов, на их братской могиле и был установлен этот памятник. А накануне выпал снег на высоту до половины человеческого роста. И мне с группой из шести солдат было дано задание проложить в толще снега коридор протяжённостью около ста метров по лестнице, ведущей к вершине холма, где и находится памятник. Потрудиться пришлось немало.
А осенью 1969 года довелось мне со своим отделением поработать несколько дней на заготовке картофеля для нашей части в одном из немецких сельхозкооперативов. Уборка урожая осуществлялась с помощью комбайна, который обслуживали не только мы, но и немцы. Подружились с ними, угощали друг друга пивом. Плантации картофеля располагались вблизи Зееловских высот, и наряду с картошкой из земли извлекалось большое количество смертоносного металла.
Побывали мы и на экскурсии в бывшем концлагере Заксенхаузен. Зрелище не для слабонервных! Особенно гнетущее чувство осталось после посещения кабинета патологии, в нём врачи-изверги проводили изуверские опыты над людьми, как над подопытными кроликами. Там нам показали место гибели сына И.В. Сталина старшего лейтенанта Красной Армии Якова Джугашвили, который покончил с жизнью, бросившись на проволочное заграждение, находившееся под током высокого напряжения.
После демобилизации мой опыт защитника Оте- чества пригодился на гражданке. В 1970 году я исполнял обязанности командира взвода в военно-спортивном лагере для девятиклассников школ города. В 1971 году проходил двухмесячные курсы для офицеров запаса в Тамбовском пехотном училище. В 1976 году участвовал в развёртывании разведывательного батальона в районе Новой Ляды. В 1978 году выполнял обязанности командира разведывательного взвода в составе роты при развёртывании танкового полка. Последние сборы, в которых мне довелось участвовать как командиру разведывательного взвода проходили в течение 55 дней в городе Коврове в 1989 году. А через десять лет в Ковровскую учебную дивизию попал служить мой старший сын Роман. После учебки он проходил срочную службу, а затем служил по контракту в составе миротворческих сил в Приднестровье. Он и сейчас продолжает службу сержантом-контрактником в нашей воинской части. Младший сын Алексей после окончания МичГАУ также исполнил свой долг защитника Отечества.

Автор:Виктор Ефремов.