Лента новостей
Статья11 августа 2012, 01:00

Старушка-авиация снова на взлёте

Заместитель командира авиабазы подполковник А.В. Исаев (слева) перед вылетом.
Заместитель командира авиабазы подполковник А.В. Исаев (слева) перед вылетом.

В истории российской авиации 2012 год - юбилейный. Всё началось 100 лет назад с Императорского военно-воздушного флота, ставшего одним из лучших в миреи сыгравшего значительную роль в развитии русской и мировой авиации. В 1918 году он был преобразован в Рабочее-крестьянский Красный воздушный флот. Грандиозная индустриализация Советского государства позволила быстро модернизировать боевую авиацию, доставшуюся в наследство от дореволюционной России.А 60 лет назад в небе над Мичуринском пронеслись легендарные фронтовые бомбардировщики Ту-2. Их полёт ознаменовал рождение учебно-авиационного полка войсковой части 36628. За минувшие годы в нём прошли подготовку около девяти тысяч лётчиков, свыше 200 выпускников стали Героями Советского Союза (трое из них - дважды). Полк занесён в Книгу почёта ВВС Московского военного округа. Просуществовав 59 лет, в 2011 году на основании директивы министра обороны РФ полк преобразован в учебную авиационную базу второго разряда. О последних достижениях военных лётчиков узнавала на аэродроме наш корреспондент Ирина Адам.

О том, что лётчики из суеверия никогда не фотографируются перед полётом, я узнала позже. А тогда всё щёлкала и щёлкала второпях, заставляя подполковника Андрея Исаева в глубине души проклинать назойливую журналистку. Десять минут общения между двумя подъёмами в воздух - вот и всё интервью с заместителем командира учебной авиационной базы по лётной подготовке.
Военные любят чёткую постановку вопроса и лаконичность ответов, поэтому о работе с курсантами Андрей Викторович Исаев отрапортовал коротко.
- Наша авиабаза занимается подготовкой лётного состава для Военно-воздушных сил, а точнее, для частей фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации. Обучение курсантов проводится почти круглогодично, с января по октябрь включительно, и так из года в год. К нам поочерёдно прибывают курсанты третьего, четвёртого и выпускного - пятого курсов. Полёты проходят ежедневно в две смены: с семи часов утра и до полуночи.
Далеко не каждый, кто мечтает о карьере военного лётчика, таковым становится, даже если позволяет здоровье и в аттестате отличные отметки по теоретическим дисциплинам. Небо принимает не всех, и, несмотря на строгий профессионально-психологический отбор, уже после первых полётов около 15-20% курсантов отсеиваются по причине профессиональной непригодности. Остальные шлифуют лётное мастерство и характер. Мальчишки буквально на глазах становятся настоящими мужчинами и приобретают тот набор качеств, который отличает лётчика от любого другого военного: собранность, уверенность в себе, скорость реакции, способность грамотно действовать в сложной обстановке и, конечно же, фирменное чувство юмора, без которого людям этой профессии никак нельзя.
Командир авиабазы полковник Сергей Ильич Калютич подтвердил слова коллеги о том, что лётчика не спутаешь ни с кем другим. Ему самому приходится проявлять высокую работоспособность, настойчивость, недюжинные организаторские способности, умение выстраивать отношения с руководителями организаций, призванных с недавнего времени всесторонне обеспечивать повседневную деятельность авиабазы. Ведь раньше многими вопросами занимались относящиеся к авиационному полку части обеспечения, теперь же их нет.
Рассказал С.И. Калютич и о сегодняшних реалиях авиабазы "Мичуринск".
- Несомненно, внимание власти всех уровней к Вооружённым силам сказывается на состоянии дел в войсках. Во-первых, растёт престиж службы, что заставляет тысячи выпускников средних школ всерьёз задуматься о карьере военного. Абитуриентами военных училищ становятся лучшие из них и по уровню теоретической подготовки, и по профессионально-психологическим качествам. Уверен, со временем они станут отличными офицерами-лётчиками и составят костяк Военно-воздушных сил.
Во-вторых, тот личный состав, что проходит службу на авиабазе в настоящее время, стал дорожить военной службой, так как она обеспечивает достойный материальный уровень жизни военнослужащих и их семей. Но при этом нужно и самим соответствовать новым требованиям к уровню образования, состоянию здоровья, физической подготовке.
В преддверии празднования 100-летия Военно-воздушных сил, - продолжает Сергей Ильич, - хочется надеяться, что она займёт достойное место в структуре подготовки военных кадров. Ведь в планы реорганизации Вооружённых сил России входит переоснащение частей и подразделений самой современной техникой, в том числе и новыми самолётами. Речь идёт о перспективной модели Як-130.

* * *
Всё так, только вот летать на аппаратах четвёртого поколения, а именно Як-130, мичуринским Икарам придётся нескоро. Их начали создавать ещё в 80-е годы прошлого века. Первый самолёт собирались поставить ВВС в 2006-м, затем в 2008-м, потом партию из 12 машин - к концу 2010-го. Менялись министры обороны, главкомы ВВС, а летчикам всё обещали: Як-130 вот-вот придёт в войска. В соответствии с последними данными программы вооружений к 2020 году предполагается полная замена старых чешских учебно-тренировочных аппаратов Л-39 на лёгкие штурмовики Як-130.
Специалисты ждут этого события с нетерпением. Ведь серийные Як-130 - первые российские самолёты, оснащённые комплексной цифровой системой управления, что даёт им возможность имитировать поведение практически любого современного боевого самолета, в том числе американских и западноевропейских машин поколения "4+", а также американских истребителей пятого поколения F-35. Як-130 позволяет отрабатывать 80% всей программы подготовки лётчиков, причём бортовая система имитации режимов боевого применения позволяет при обучении курсантов обойтись без запусков реальных ракет и сброса бомб.
Второе столетие российская военная авиация встречает на взлёте. Пожелаем покорителям небесных просторов, как говорится на их профессиональном языке, видимости миллион на миллион, удачи в воздухе и чтобы количество взлётов совпадало с количеством посадок.

Из неофициального словаря профессиональных лётчиков:

- четыре девятки - хорошая погода,
- миллион на миллион - видимость более 10 км,
- слоечка - слоистые облака,
- кучки - кучевые облака,
- чехол - погода ниже минимума,
- кизяк - плохая погода,
- камни с неба - сильный дождь,
- мряка - метель,
- мряка с молоком - туман с осадками.

Автор:Ирина Адам