Лента новостей
Статья12 февраля 2009, 17:07

Судьба длиною в 200 ролей

Бенефис - заветное слово для любого актёра. Его ждут, к нему готовятся, о нём долго и с удовольствием вспоминают впоследствии. Недавно Мичуринский драматический театр рукоплескал заслуженной артистке России Татьяне Фёдоровне Николаевой.

Итак, она звалась Татьяна. Возраст юбилярши определить было непросто. По лёгкости движений и стройности фигуры можно дать лет тридцать пять - сорок, а по количеству сыгранных ролей - все сто. Видимо, истина крылась где-то посередине.
Более тридцати лет работы на мичуринской сцене оставили в памяти бенефициантки много волнующих воспоминаний. Некоторыми из них она поделилась со зрителями.
- Было это около четверти века назад. В фойе заметила обращённый на меня пристальный взгляд мужчины кавказской наружности. Поинтересовалась, в чём, собственно, дело. "Смотрел, - говорит, - месяц назад спектакль. Никого не помню, тебя - помню". "Что за постановка?" - интересуюсь. "Ну, насекомый какой-то". И тут меня разобрал хохот. Это был "Клоп", где я играла небольшую роль торговки, выкрикивающей эксцентричную реплику: "Бюстгальтеры на меху, бюстгальтеры на меху!". Рядом блистал несравненный Андрей Миронов, гастролировавший в эти дни в нашем городе, а горячий джигит почему-то выделил из всех актёров меня.
Другой случай произошёл недавно. Шла я по рынку вдоль палаток со всякой всячиной, вдруг окрик: "Вот она - наша красавица! Подходи, выбирай, что душе угодно". Оказалось, продавщица галантереи настолько впечатлилась моей героиней из "Шуток в глухомани" Лелькой, что не могла удержаться от столь великодушного жеста.
Не меньше люблю, когда зрители чутко реагируют на серьёзные драматические роли. Не знаю, почему, но молодёжь близко к сердцу принимает довольно сложную сценическую композицию по произведению К. Чапека "Мать". По итогам последних фестивалей "Театр - детям и юношеству" детское жюри два раза подряд выдвигало её в номинации "Лучший спектакль для подростков". Реакция юных зрителей бывает подчас такой трогательной. Как-то раз девочка прибежала ко мне за кулисы и стала горячо благодарить за спектакль, одновременно шаря в сумочке, затем протянула дрожащими руками несколько конфет в порыве нахлынувших чувств. Как дороги артистам эти моменты душевного единения!
Словно в подтверждение последних слов Татьяны Фёдоровны из зала на сцену передали записку без подписи: "Когда я вижу Вас на улице, меня тянет Вас обнять. Я очень Вас люблю".
Зрителей в этот вечер интересовали профессиональные пристрастия юбилярши, планы на будущее, подробности участия в киносъёмках исторической ленты режиссёра Андрея Смирнова "Жила такая баба", где Николаева исполняет эпизодическую роль "старухи из бывших".
- Меня поразило уважительное отношение съёмочной группы и лично Андрея Сергеевича ко всем участникам проекта. Зная, что режиссёр не терпит возражений, я всё же отважилась оспорить видение образа своей героини, сказав, что из трёх вариантов облачения и грима больше склоняюсь к первому, на что Смирнов после длительной паузы отреагировал репликой в духе Станиславского: "Верю".
Режиссёры любят Татьяну Фёдоровну за её работоспособность и внутреннюю силу. Госвин Мониак в ответ на опасения актрисы не справиться с накалом страстей во время работы над последней премьерой шиллеровской трагедии "Коварство и любовь" воскликнул: "Это вы-то слабая? Да вы сильная, как слон!". Вот и старые знакомые Валерий Персиков и Григорий Слободкин не обошли вниманием любимую актрису в день юбилейных именин, прислали поздравительную телефонограмму из Москвы.
Таланту Николаевой всегда было тесно в рамках одной профессии. В молодости её звали петь джаз в далёком Барнауле, в зрелости, после смерти мужа - режиссёра Глеба Томилина, она руководила студенческим театром МичГАУ, а несколько лет назад в "Мичуринской правде" была опубликована подборка статей Татьяны Николаевой о коллегах по театральному цеху. Результатом сотрудничества с газетой стала премия имени Василия Кубанёва, присуждаемая лучшим внештатным корреспондентам издания.
- Меня так вдохновила высокая оценка профессионалов из уважаемой мной газеты, что подумываю о продолжении работы над галереей портретов своих современников. Всегда относилась и отношусь к прессе с большим уважением и считаю филологов и журналистов самыми интересными собеседниками.
Как знать, может быть, благосклонная судьба готовит актрисе новые сюрпризы. Во всяком случае, Татьяна Фёдоровна свято верит в то, что у творческого человека на протяжении всей жизни что-то случается в первый раз. А это даёт новые силы и надежду.
Автор:Ирина Адам