Лента новостей
Статья8 сентября 2012, 01:00

Судьба человека и танка

Слева направо: Даниил Казёнкин, Анатолий Михайлович Гордияш,  Юрий Николаевич Трикуля, Евгений Тарыгин.
Слева направо: Даниил Казёнкин, Анатолий Михайлович Гордияш, Юрий Николаевич Трикуля, Евгений Тарыгин.

Едем в сторону леса… Страшно… И ужас как весело. Никогда не думала, что прокачусь на танке, тем более на такой легенде, как ОТ-34. Рядом со мной сидят ребята, молодые парни, после прохождения службы так и не забывшие свои любимые игрушки - танки. Они подбадривают меня шутками и просто весело смеются. Но один из них, Данька, сидящий ближе всех, понимает меня лучше остальных, и ему грустно так же, как и мне, ведь рядом с нами нет человека, воссоздавшего эту махину, работавшего над ней долгими месяцами, - моего отца…

Юрий Николаевич Трикуля родился 5 февраля 1954 года в селе Снежное на Украине, где и провёл своё детство и юношество. После школы папа поступил в Киевское высшее танковое инженерное ордена Красной Звезды училище им. И.И. Якубовского, учился там с 1971 по 1975 год, затем служил в 101-м учебном полку в Дрездене. В 1986 году был направлен в маленький военный городок Завитинск, где и познакомился с моей мамой. В Мичуринск родители переехали в 1994 году, за месяц до моего появления. Чтобы уделять мне всё своё время, папе пришлось подать в отставку. Он был тогда уже подполковником. Знаю, как жалел о своём уходе со службы, скучал по друзьям, танкам. И так долго искал своё место в жизни, что даже не поверил в удачу, когда его приняли в Военно-технический музей Боевого братства в городе Черноголовке Московской области начальником цеха и дали двух замечательных помощников Даню и Женю. Танк ОТ-34 стал его любимым детищем. Папа работал над ним днями и ночами, под дождём и ветром и вернул-таки к жизни. Иначе и не мог поступить, ведь ему была доверена реликвия Великой Отечественной войны, у которой была своя интересная история.
Огнемётный танк ОТ-34 был извлечён из болота близ села Батово, находящегося неподалёку от оживлённой трассы Москва - Рига. Чтобы вытащить машину на твёрдую землю, пришлось преодолеть сто семьдесят метров болотистой почвы. По данным поисковиков, машина принадлежала 516-му отдельному огнемётно-танковому батальону и погибла в бою зимой 1944 года.
Танкисты-огнемётчики дрались, жизней своих не жалея, сжигая, расстреливая, сминая всё на своём пути.
Но немцы, как известно, были вояки хорошие. Поэтому когда они пришли в себя после первого шока, когда сумели подняться в своих окопах, открыли по дерзким "тридцатьчетвёркам" ураганный огонь. В конце концов первый из танков был разбит так, что от него поисковики нашли только отдельные звенья гусеничной ленты на склонах высоты. Когда же был подбит второй танк, то, очевидно, экипаж сознательно направил его в озеро, теперь превратившееся в болото. Через некоторое время всплыл труп танкиста, погибшего при попадании "болванки", и его похоронили местные жители.
После подъёма танка из него извлекли боеприпасы и оружие, запасные части, инструменты и приспособления. Там же были найдены документы на машину. По ним удалось установить состав экипажа.
Впоследствии поисковики узнали место жительства командира танка - Михаила Петровича Гордияша, командира роты огнемётных танков ОТ-34.
К сожалению, о других членах экипажа никакой информации найти не удалось. Да и командир танка лишь немного не дожил до встречи со своим боевым товарищем.
Поисковики разыскали сына Михаила Петровича. Анатолий Михайлович пошёл по стопам отца: прослужил более тридцати лет в Вооружённых силах и уволился в запас, как и отец, полковником. В настоящее время место работы Анатолия Михайловича - Музей-панорама "Сталинградская битва".
После подъёма танка прошло четыре года. И наконец ОТ-34 оказался в Военно-техническом музее. Танк полностью разобрали, все узлы и агрегаты восстановили. Больше всего времени пришлось уделить двигателю - его полностью разобрали, собрали и отрегулировали. Много сил было затрачено и на корпус с башней. От прямого попадания снаряда из корпуса был вырван кусок брони, по периметру образовалось множество трещин, башня танка треснула по кругу. Все повреждения нужно было заделывать и заваривать, но сначала корпус, башню и ствол пушки подвергли пескоструйной обработке. Заново пошили сиденье механика-водителя.
После починки, замены и смазки танк был покрашен и готов к пробеговым испытаниям. И это спустя 67 лет после боя!
Сейчас ОТ-34 находится в Музее Боевого братства в городе Черноголовке и часто используется в реконструкциях боевых действий.
Вот так и сплелись, слились воедино судьбы людей, воевавших на танке, судьба человека, вернувшего его к жизни, и судьба самого танка.

Автор:Ксения Трикуля