Лента новостей
Статья30 октября 2014, 13:00

Театральное единение

В сентябре премьерным спектаклем "Анна Кристи", а также успешно проверенными временем постановками "Эдит Пиаф", "Клинический случай" и сценическими произведениями для детей "Золотая антилопа", "Невероятные приключения братца Кролика" предстал перед зрителями Брянска открывший свой 118-й сезон Мичуринский драматический театр. А в конце октября в гостях у мичуринцев уже побывал Брянский театр драмы имени А.К.Толстого. В свой гастрольный репертуар театр с берегов Десны включил разнообразные по жанрам вещи - от трагедии до комедии: "Игроки" Гоголя, "Поминальную молитву" Григория Горина, "Девичник" американца Айвона Менчелла, "Ужин дураков" француза Франсиса Вебера и предназначенные для детского показа сказки "Емелино счастье" и "Заколдованный принц". Нужно заметить: выезд брянцев проходил в контексте одобренного и профинансированного Министерством культуры РФ проекта "Театр - малым городам России".
Выступая перед мичуринскими зрителями в самом начале такого прекрасного театрального единения и творческого взаимообмена, заслуженные работники культуры РФ, директора театров - Юрий Пояркин и Галина Попова - признали огромную пользу дружеских встреч гастролирующих коллективов, кратко посвятили публику в предстоящие программы и планы, преподнесли друг другу и для обеих трупп цветы, подарки, сувениры.
И вот - вздрогнул и поплыл над сценой занавес! Открывались гастроли гостей знаменитым спектаклем "Поминальная молитва", подаренным при жизни прекрасным драматургом Григорием Гориным любимому им столичному Ленкому. В Брянске премьера этой драмы по произведениям классика еврейской литературы Шолом-Алейхема состоялась год назад.
Не отступая от канонического текста пьесы, вышедшие к рампе все занятые в спектакле актёры начинали действо точно со слов автора: "В деревне Арнатовка с давних пор жили русские, украинцы и евреи. Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на своё кладбище. Таков обычай"... Под стать мажорному началу драмы и лаконичные декорации к ней. Теплятся приветливые домашние огоньки в маленьких сельских хатках жителей Арнатовки, осеняет могучей кроной их неторопливое повседневное бытие огромный дуб, помнящий первородство этих поселян да лирических украинских мест, где так прекрасна природа. Но само по себе ничего не бывает. Потому неустанно, словно мельничный жернов или ветряк у окраинного шляха, кружится без сна и отдыха по разбитым дорогам тяжёлый крестьянский воз, как символ вечной пахоты на родной земле, где что посеешь, то и пожнёшь... А чтобы добрым был урожай, чтобы радовали людей поля и сады, в воз надо впрягаться всем вместе, не разглядывая с предубеждениями, кто ты таков и какому Богу молишься, ибо он, Создатель, един на этой Земле. Так - дружно! - и поступают арнатовцы, умеющие на совесть трудиться, но и совсем не грустно, с шутками - прибаутками, жить! Люди сугубо мирные, чурающиеся даже отзвука р-р-революционных событий, докатывающихся в их "глубинку" из Киева (как же это перекликается с сегодняшними днями, вот что значит классика!), не желающие потрясений и кровавых событий ни вдали, ни вблизи от своих мест...
Честно говоря, было некоторое опасение - не превратится ли этот сложный, мудрый и гуманный спектакль в некий трагифарс, переходящий в провинциальные анекдоты на одесские темы, сродни тем, что рассказывают с эстрады досужие юмористы... К счастью, своей искренней и проникновенной игрой, где все актёры вместе с персонажами проживают (именно проживают, не переживают!) предложенные роли "от" и "до" - от смеха до слёз, выразительностью каждой фразы, артистичной пластикой движений, блестяще донесённым текстом и бессмертной музыкой труппа смогла убедить: это работа на столичном уровне!
Тевье-молочник, в своём хрестоматийном картузе, глава большого семейства, где в хате пять дочерей и три из них на выданье, а на подворье столько хозяйственных забот, успевает ещё заглядывать и в Святое писание, к месту и не к месту цитируя строки Библии, встречаться с соседями, приятелями, дружить со всемогущим урядником, заботиться о прибаливающей жене, задумываться над недобрыми вестями о надвигающемся погроме, искать схрон для студента - расстриги Перчика... Как же великолепен в каждом эпизоде, в самой крохотной мизансцене (недаром он так щедро награждался зрительскими аплодисментами) народный артист России Иосиф Камышев! Чем прекрасны и впечатляющи такие роли? Тем, что и по прошествии времени в памяти зрителя одна за другой всплывают все те мощные сцены, где занят Камышев и изумительно прочитавшая, проникшаяся долей настоящей Жены - Голды - его партнёрша, удивительно талантливая артистка Юлия Филиппова. И ты готов смотреть их прекрасную игру ещё и ещё, без устали...
Заслуженный деятель искусств Олег Пермяков, балетмейстер Ирина Антипова, музыкальный оформитель спектакля Виктор Норейко вместе с замечательным ансамблем исполнителей пьесы - народной артисткой РСФСР Мариной Гавриловой, заслуженными артистами РФ Александром Кулькиным, Вениамином Прохоровым, актёрами Михаилом Кривоносовым, Дмитрием Ненаховым, Леонидом Гоем, Андреем Савченковым, Юрием Киселёвым, Евгением Носком, занятыми в эпизодах актёрами не просто порадовали мичуринскую театральную публику - они и обогатили в целом российский театр. По крайней мере, такое мнение о спектакле коллег высказала заслуженная артистка России ветеран мичуринской сцены Татьяна Николаева. А уж её-то мнению можно доверять!
Глубинные вопросы земного бытия - жизни, смерти, любви, религии, истории, народности, семьи и веры - брянским театром в драме "Поминальная молитва" решаются умно, интеллигентно, в нужной степени иронично, а потому впечатляюще. И просто потрясающе!
***
Иное назначение - развлечь, посмешить - носила лёгкая, эксцентричная, совершенно "французская" лирическая комедия "Ужин дураков" ( перевод и сценическая редакция М.Полищук). Вот уже 13 лет не сходит она со сцены брянского театра и всегда встречает неизменный успех и благодарность зрителя.
Незамысловатая по сюжету, традиционно весёлая пьеса, где вскоре уже начинаешь путаться не в пресловутых любовных "треугольниках", а "многоугольниках, в которых попробуй разбери, кто кому кем приходится - блистают всеми сатирическими красками искусные исполнители и женских, и мужских ролей. Этот нелепый, в глуповатой курортной панаме инженер-изобретатель не от мира сего Аршамбо (уже известный нам по "Молитве" артист Леонид Гой), которому богатыми интриганами по идее предназначена была роль глупца, законченного Дурака, а он поднимает её в финале до высокого и трагического уровня исключительно честного, порядочного, хотя и немного наивного Человека... Бесподобные персонажи Марлен и Шёваль - каждый из них по-своему уморителен в комическом изображении заслуженных артистов РФ Светланы Рязанцевой и Михаила Лаврушина... Передающий тончайшие черты характера главного героя - недалёкого по уму и поступкам Пьера - засл.артист РФ Александр Кулькин и его экстравагантная супруга Кристина ( Елена Дигина), вместе с Франсуа (Михаил Кривоносов), Мено (Дмитрий Кузин) доводят спектакль до блеска. Чему, безусловно, способствует отличная сценография и музыкальное оформление (автор - заслуженный деятель искусств Дмитрий Горник), а также профессиональное мастерство художника Александра Малыгина. Но главное - изобретательное творческое воплощение комедии многообразными сценическими средствами главным режиссёром театра заслуженным деятелем искусств РФ Борисом Горбачевским. Он сумел и в комической сущности отрицательных явлений вывести вполне уместное моральное назидание, сродни гоголевскому: "Над чем смеётесь?" Продолжение известно...
***
Брянский зритель тепло и трогательно встречал и провожал Мичуринский театр драмы, о чём с большой благодарностью, взволнованно говорила Галина Николаевна Попова. С такой же великой благодарностью прощается и ждёт новых встреч с прекрасным брянским театром драмы имени А.К. Толстого мичуринский и тамбовский зритель. А потому - до новых встреч, дорогие друзья!
Валерий Аршанский.
На снимке: сцена из спектакля "Поминальная молитва". Фото Ксении Комаровой.

Автор:Валерий Аршанский