Лента новостей
Статья6 июля 2013, 01:00

Торг уместен

Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», принятый 8 июля 2005 года, и Федеральный закон №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», принятый 8 августа 2001 года, «развязали» многим строителям руки с предоставлением возможности выигрывать торги на строительство и реконструкцию зданий и сооружений без лицензий, но с допусками так называемых многочисленных негосударственных саморегулируемых организаций (СРО).
Наше государство полностью сняло с себя все обязательства по лицензированию строительной деятельности и передало на откуп в полукоммерческие организации, для которых взимание платы за выдачу допусков является не только их работой, но и средством существования.
Бесконтрольность со стороны государства привела к увеличению так называемых строительных фирм, состоящих из одного или, по крайней мере, двух членов, различных ООО и ИП, множество из которых, прямо могу сказать, «купили» допуски СРО для ведения строительных работ. Это привело к хаосу в строительстве со снижением качества выполняемых строительных работ, поскольку у многих подобных организаций отсутствуют необходимые производственные базы для надлежащего производства строительных работ и службы по ведению строительного контроля. Снизились ответственность со стороны строителей, предусмотренная статьёй 723 ГПК РФ, и контроль, предусмотренный частью 8 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ, а также Постановлением Правительства РФ №468 от 21.06.2010 г., согласно которым обязанность строительного контроля за ходом строительства и ремонта зданий и сооружений возложена на «Подрядчика».
Хочу особо заострить внимание читателей на объектах не особо опасных и технически не сложных, на которых производятся строительные работы по капитальному ремонту. На эти виды работ не требуется ни разрешения на строительство (п. 4.1., ст. 51 Градостроительного кодекса РФ), ни допуска СРО (Приказ Минрегиона №624). Также не требуется экспертиза проектной документации (ст. 49, п. 3 Градостроительного кодекса РФ). Из вышеизложенного следует, что на отдельные виды работ не требуется и проект, а лишь то, что необходимо для определения примерной стоимости работ на капитальный ремонт объекта, - смета. Следует особо подчеркнуть, что смета определяет только примерную стоимость вида работ по капитальному ремонту, так как окончательная стоимость определяется по результатам проведения торгов.
Так вот здесь следует вернуться к началу статьи, т.е. к Закону №94-ФЗ о торгах по строительству и особенно по капитальному ремонту объектов, в которых участвуют многие «Подрядчики», и как порой определить «Заказчикам», кто из «Подрядчиков» имеет соответствующую квалификацию инженерно-технических работников и рабочих для качественного выполнения ремонтных работ. Да никак! Однако выход из этой ситуации есть.
При размещении «Заказчиками» информации на проведение торгов рекомендую первым определять конкретно, какой вид ремонтных работ следует выполнить на объекте. Пример: следует капитально отремонтировать крышу на здании. Следовательно, надо изложить в «Заказе» полное наименование видов работ, что конкретно надо сделать, а именно:
- произвести капитальный ремонт невентилируемой совмещённой крыши с кровлей из рубероида с устройством 4-скатной шатровой с несущими деревянными конструкциями и с кровлей оцинкованным стальным листом на трёхэтажном кирпичном здании детского сада размером в плане 12х60 м за 1,5 млн. рублей по действующим на день торгов техническим регламентам. И всё. Больше ничего не надо для строительной организации.
Строительная организация, далее «Подрядчик», который ищет работу и хочет заработать сам, обязан, как этого требует от него закон и подзаконные акты, выполнить весь комплекс работ по крыше и сдать «Заказчику» по действующим техническим регламентам и своду правил (СП). У «Подрядчика» к «Заказчику» в этом случае не должно возникать никаких вопросов технического характера, так как действующие технические регламенты и своды правил (СП вместо старого названия СНиП) в полном объёме определяют «Подрядчику», как должны быть выполнены работы при таком ремонте крыши.
Что же происходит на самом деле? «Заказчик», размещая смету на капитальный ремонт, определяет в ней перечень работ, который он считает необходимым для выполнения работ по ремонту крыши, но «Заказчик» может быть не строителем, а врачом, и что тогда?
«Подрядчик» в настоящее время пользуется этим, и в случае отсутствия в смете какого-либо пункта на какую-то операцию или объёмы работ не выполняет их, ссылаясь на то, что таковые отсутствовали в смете. Но этого не должно быть, поскольку «Заказчик» в заключённом контракте прописал, а «Подрядчик» обязался выполнить капитальный ремонт по действующим техническим регламентам и своду правил. А в них как раз и записано всё то, что необходимо выполнить для такого вида работ в полном объёме за сумму, которая определилась в результате торгов.
Что же касается качества строительных работ, то здесь закон предоставляет «Заказчику» всю полноту действий, ведь он может потребовать от «Подрядчика», выигравшего торги, не допуск СРО, а документ, подтверждающий его квалификацию, то есть диплом об образовании, и документы (различные удостоверения), подтверждающие разряды (квалификацию) рабочих. А далее следует «Заказчику» следить за качеством строительства и своевременно предъявлять «Подрядчику» претензии, а в случае невыполнения им работ надлежащего качества не подписывать ему никаких актов, в том числе и Формы КС-2, и «Заказчик» будет прав, так как закон в этом случае на его стороне. За некачественно выполненную работу не платить и всё! (ст. 723 ГК РФ).
Ни один, по моему мнению, «Подрядчик» не выйдет в суд с иском по принуждению «Заказчика-застройщика» оплатить некачественно выполненные работы. Здесь любой эксперт в области строительства поддержит «Заказчика-застройщика». Нерадивым горе-строителям надо поставить заслон, ведь законы Российской Федерации не на их стороне.
Хочется обратить внимание читателей на тему строительного контроля за ходом ведения строительных работ со стороны «Заказчика». В п. 2 ст. 53 ГК РФ записано, что технический заказчик (заказчик-застройщик) может по своей инициативе привлекать на основании договора физических или юридических лиц для осуществления строительного контроля. Следует отметить, что «Заказчик-застройщик» может, но не обязан производить строительный контроль за ходом строительства, реконструкции или капитального ремонта зданий и сооружений. В ст. 749 Гражданского кодекса РФ записано, что в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимодействиях с подрядчиком может заключать самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В Приказе Госстроя РФ от 25.02.1999 г. №39 «О повышении квалификации специалистов, осуществляющих контроль за качеством строительства объектов» записано, что строительные «контролёры» должны быть аттестованы в качестве специалистов для выполнения возложенных на них функций, то есть иметь соответствующий документ на аттестацию в качестве инженера по строительному контролю. В Тамбовской области такую аттестацию имеет автор этих строк.

Автор:Алексей Гладышев