Лента новостей
Статья1 апреля 2014, 01:00

У спецназа - отдельная жизнь

Студенту аграрного колледжа МичГАУ Владимиру Соболеву давали отсрочку от армии, но молодой человек от неё отказался и на целый год попал в самое «крутое» подразделение внутренних войск – спецназ.

- Кандидаты прошли через серьёзные испытания, - рассказывает Владимир. – Хорошо помню трёхкилометровый марш-бросок по снежной целине. К концу дистанции казалось, вот-вот потеряю сознание. Только финишировал – новое задание: подтянуться на турнике максимальное количество раз. Несмотря на страшную усталость, 15 раз сумел коснуться подбородком планки. Дальше – ещё сложнее: рукопашный бой с сильным противником и главной задачей - выстоять три минуты. И под конец - упражнения на растяжку, в частности, «шпагат». Конечно, я интересовался заранее требованиями к армейской подготовке, но такого и предположить не мог. Вот когда с благодарностью вспомнил школьные занятия боксом. В общем, меня взяли. Так в ноябре 2011 года я оказался во взводе спецназначения в Пензенской области.
Первое время рядовому Соболеву всё приходилось делать бегом. После подъёма по тревоге, быстро одевшись, пулей нестись на плац. По окончании зарядки наматывать круги по стадиону. Там, где стрелковый взвод или рота обеспечения боевой службы пробегали три круга, спецназовцы преодолевали четыре, а то и пять и приходили к финишу первыми. Такие же жёсткие требования предъявлялись и к другим видам физической и специальной подготовки. При нормативе времени на одевание противогаза 10 секунд личный рекорд Владимира Соболева составил четыре секунды, а разборка-сборка автомата - пять секунд против девяти положенных.
А вот облачение в общевойсковой защитный комплект одежды, состоящий из плаща, сапог, перчаток и противогаза, юноше никак не удавалось завершить в отведённый срок. И упорный паренёк целый выходной посвятил его отработке: стёр до крови кожу на руках, но всё же добился к концу дня желаемого результата. По словам Владимира, несмотря на высокие физические нагрузки, даже в свободное время большинство солдат предпочитало бездумному просмотру телевизора прокачивание мышц на тренажёрах в спортзале.
Отличной комплексной проверкой навыков, приобретённых солдатами-срочниками, стали Всероссийские соревнования бойцов спецназа в Уфе.
- Нас посадили в закрытые грузовики, снабдили всем необходимым и увезли в неизвестном направлении. За сутки, ориентируясь по карте, мы должны были найти «террористов», расположенных в заданном районе. Боясь не успеть к назначенному сроку, перемещались бегом. Марш-бросок на пять километров под сорокаградусным солнцем с бронёй в 24 кг, оружием в 3 кг и шлемом «Сфера», тянущем примерно на 2,5 кг, занятие не из лёгких. Я был назначен связистом и каждые два часа выходил на связь. Ночью для конспирации меня накрывали плащ-палаткой, я включал фонарик и передавал радиограмму. Мы очень старались, но чуть-чуть не уложились по времени.
Своеобразным дополнением к занятиям спортом служили наказания за провинности в виде большого количества приседаний или отжиманий, к которым из чувства солидарности добровольно присоединялись товарищи штрафника. Нередко можно было наблюдать такую картину: десяток юношей, обняв друг друга за плечи, синхронно приседают 800 раз. Немудрено, что, скинув десяток килограммов в первый же месяц службы, ребята быстро превратились из упитанных домашних мальчиков в подтянутых мускулистых мужчин.
- Если до армии я покуривал и плохо бегал, то через три месяца службы на межвойсковых соревнованиях в Самаре уже успешно соперничал с бегунами-перворазрядниками и, случалось, одерживал победы над мастерами спорта по рукопашному бою. При этом бросил курить. За год мы успели побывать на нескольких военных учениях.
Это были серьёзные игры для взрослых! Во время полковых учений мы изображали членов бандформирования. Слившись с пейзажем в маскировочных костюмах «Леший», рассредоточились по лесу. Кто-то забрался на ветви деревьев, кто-то стоял, плотно прижавшись к стволам. Меня замаскировали в неглубоком окопе, накрыв плащ-палаткой и забросав листвой, оставив для обзора лишь узкую щель спереди. Условный противник, десятикратно превосходящий нас по численности (служащие-контрактники из военной комендатуры полка), проходил мимо бессчётное число раз, так и не обнаружив никого из «бандитов». Дождавшись подходящего момента, мы с разных сторон кинулись на наших преследователей, связали и обезоружили их. По итогам учений командование вынесло нам благодарность.
В другой раз в учениях с использованием вертолётов и бронетранспортёров было задействовано 2000 человек, в том числе три десятка уфимских спецназовцев – участников боевых операций в Чечне. От таких масштабных действий аж дух захватывало. Было чему поучиться у профессионалов.
Командование ценило нас, и перед большинством парней со временем стал выбор – уйти на гражданку или заключить контракт и продолжить службу. Я, поразмыслив, решил сначала закончить обучение в колледже. А что дальше - будет видно. Может, пойду работать в полицию.
За год службы мне стало ясно: спецназ – это отдельная жизнь. Я сильно тосковал по ней первое время после увольнения в запас. В армии у меня появились хорошие знакомые из Уфы, Туапсе, Владимира, Самары. С некоторыми продолжаю общаться. А тем ребятам, кто только готовится к воинской службе, хочу пожелать таких же ярких впечатлений и побед над собой.

Автор:Ирина Адам