Лента новостей
Статья1 апреля 2010, 01:00

Участник двух войн с пятого этажа

Яков Фёдорович Пышкин
Яков Фёдорович Пышкин

Якову Фёдоровичу Пышкину - 94-й год. Родился он ещё при царе - 8 октября 1916 года в пригородном селе Борщевое. В октябре 37-го призвали в армию. Пехотная часть, в которой он служил, стояла в 40 километрах от Ленинграда, на границе с Финляндией. В ноябре 39-го началась финская кампания. Участвовать в этой непопулярной для нашей страны войне довелось и нашему 23-летнему земляку. С тех пор прошло более 70 лет, и время многое стёрло в памяти ветерана, остались лишь наиболее яркие эпизоды.
- Стояли очень сильные морозы, - вспоминает Яков Фёдорович. - Надо отдать должное нашим снабженцам - кормили досыта. Благодаря хорошему питанию мы легче переносили трудности военного времени. Наша часть с боями продвинулась на 40 километров в глубь страны. Участвовали во взятии города Териоки. На пути встречалось большое количество огромных минных полей, устроенных для нас противником. Много наших бойцов подорвалось на них. Я был пулемётчиком, но попутно приходилось выполнять роль сапёра. Не счесть, сколько довелось обезвредить мин. Особенно отчётливо запомнилось, как в наше расположение прибыла пехотная дивизия украинцев. Наши братья по крови хвастливо говорили: “Мы научили москалей, как нужно воевать. А в итоге они почти все погибли”.
Прошло чуть больше года после окончания финской кампании, как грянула Великая Отечественная. И ефрейтор Я.Ф. Пышкин снова в боевом строю. Воевал в составе 281-й пехотной дивизии, которую фашисты прозвали “дикой” за умение сражаться храбро, самоотверженно. Яков Фёдорович помнит даже, кто был командиром, - генерал Якушев.
Отложились в памяти ветерана Великие Луки, которые несколько раз переходили из рук в руки. В городе немцы расклеили листовки с напечатанным на русском языке текстом: "Если город нам сдадите, то в Берлин не приходите". Здесь боец в первый раз ощутил вкус вражеской пули. Причём в прямом смысле. Когда строчил из своего пулемёта, вдруг почувствовал, как что-то больно ударило в щёку. Языком нащупал во рту посторонний предмет. Подумал, что зуб выбило. Выплюнул, оказалось - пуля. Было ещё одно лёгкое ранение в руку, из-за которого на неделю вышел из строя.
Пехотинец Пышкин не раз бывал на волоске от смерти: и когда освобождал от опасной начинки минные поля, готовя проход для наступления наших войск, и когда выполнял требующие мужества и отваги задания командования. Об одном из них он рассказал не без горечи. В местечке под Брянском, а было это в 1943 году, ему с напарником Иваном поручили уничтожить вражеский дот, мешавший продвижению части. Задание выполнили, подорвав толом сеявшее смерть укрепление. Яков Фёдорович вышел из переделки без единой царапины, а вот его напарнику не повезло - погиб. За совершённый героический поступок Пышкин был награждён медалью "За отвагу". “А ординарец комбата (не помню его фамилию), лишь косвенно участвовавший в операции, получил орден Боевого Красного Знамени”, - с горечью говорит ветеран.
16 марта 1945 года. Эту дату Яков Фёдорович запомнил хорошо. В тот день 65 лет назад при форсировании Одера он был тяжело ранен. Разрывная пуля попала в шею. "Спасла шинель, иначе голова с плеч долой". Проходил лечение в городе Штеттене, что в 32 километрах от Берлина. После выздоровления сразу вернуться на Родину не довелось - находился в составе Группы Советских войск в Германии, противостоявшей чрезмерному аппетиту "дядюшки Сэма".
Домой вернулся лишь через год после Победы. Работал лесоводом в родном колхозе "Приволье". В 1956 году был награждён медалью участника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Правда, вместо медали руководство хозяйства вручило ему лишь книжечку, удостоверяющую о награждении. В 1962 году связал свою судьбу с Центральной генетической лабораторией. Работал здесь конюхом, в садоводческой бригаде. Одним словом, бывший ефрейтор Великой Отечественной делал всё, что поручат.
В 1981 году, когда Якову Фёдоровичу исполнилось 65 лет, дали ему квартиру в доме №112 по ул. Тамбовской. Всё бы ничего, если бы квартира не была на последнем, пятом, этаже. И не трудно понять, какие чувства и тогда, и особенно сейчас обуревали участника двух войн, получившего два ранения на фронтах Великой Отечественной.
По поступившему в редакцию тревожному сигналу мы побывали в квартире Я.Ф. Пышкина. В подъезде прямо над входной дверью "красовались" чёрные разводы, такие же - в прихожей. Стена тоже тёмная от влаги. На висящем на ней электрощите видна копоть - следы горения, возникшего от короткого замыкания в результате попадания воды. Следы протекания крыши видны и в гостиной.
- Крыша протекает уже четыре года, - поясняет хозяин, - особенно заметно в зимнее время, во время оттепели, когда тает снег. Из-за этого электрощит горел раз семь. Вода попадает и на электрораспределительную коробку в квартире, что чревато возникновением пожара.
- Куда обращались с этой проблемой? Какие принимались меры?
- О наших невзгодах сообщали в МУП "ЖРС", которое обслуживает наш дом. Каждое лето приходили мастера, делали текущий ремонт. Но толку от него мало. Дважды, последний раз в 2004 году, выполнялся капитальный ремонт крыши. Но строители, видимо, делали что-то не так, и избавиться от потопов нам не удалось. Да вы и сами всё видите.
Забегая несколько вперёд, сообщим: мы обратились по жалобе ветерана, инвалида первой группы в МУП "ЖРС", и нам обещали, что с наступлением благоприятной погоды крыша на доме №112 будет отремонтирована. Хочется надеяться, что так и будет, но не как прежде, когда эффект от выполненной работы и затраченных немалых средств оказывался минимальным.
Протекание крыши - не единственное, что волнует Якова Фёдоровича. Как червь, неотступно точит его мысль о другом. Вот наступит весна, земля покроется травяным ковром, зазеленеют листочки на деревьях и кустах, двор наполнится теплом и светом солнечных лучей, воздух обретёт особенный запах просыпающейся от зимней спячки природы. И от этого на душе становится светло и радостно. Однако приближающийся к своему 94-летию человек лишён всего этого. И причина проста: он физически не в состоянии спуститься и подняться на пятый этаж. Он не недвижим - передвигается по квартире с палочкой, и если бы его жилище располагалось на первом этаже, вполне мог бы выйти во двор полюбоваться природой, подышать свежим воздухом, погреться на солнышке. А сейчас квартира на пятом этаже для него, по сути, тюрьма.
Понятно, что обозначенная проблема не из простых, но не из безнадёжных. Решить её самостоятельно Якову Фёдоровичу не под силу. Требуется содействие властей. В год 65-летия Победы руководство нашего государства поставило задачу обеспечить квартирами всех ветеранов Великой Отечественной, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Относится ли к этой категории граждан Я.Ф. Пышкин? Если отбросить бюрократические закавыки, ответ положительный. Ведь нельзя же назвать удовлетворительными условия проживания, граничащие с заточением.


Автор:Владимир Кужелев