Уроки жизни для будущих приёмных мам и пап

14 мая 2012, 23:00 1748
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (05/14/2012 - 16:58)

Т.А. Трунина со своим Алёшей.

Два раза в неделю, по средам и пятницам, малыши из детского дома "Аистёнок" испытывают всевозрастающее с каждой минутой, часом волнение. Они знают, что именно в эти дни двери их сиротского учреждения открыты для посещения родителей и родственников. "Пожалуйста, позвоните моей маме, папе, тёте, сестре, скажите, чтоб пришли", - взывают к педагогам ребятишки, будто от простого набора комбинаций цифр зависит всё их будущее. И взрослым остаётся лишь отводить глаза от излучающих надежду детских личиков, произнося слова едва ли согревающих невнятных утешений. Им-то известно: шансы на то, что близкие оказавшихся в приюте девчонок и мальчишек возьмутся за ум и малыши вновь очутятся в стенах родного дома, ничтожно малы. И всё же вероятность обрести семью, быть окружёнными вниманием и заботой любящих людей для этих крох реальна. Самым родным и дорогим для обездоленных ребят может стать доселе незнакомый человек.

При детском доме "Аистёнок" организована школа кандидатов в замещающие родители, ученики которой - мичуринцы, мечтающие стать мамами и папами для маленьких детдомовцев. Чему же обучаются здесь эти взрослые женщины, мужчины? Умению находить подход к ребёнку, чтобы помочь ему избавиться от страхов, комплексов, повысить веру в собственные силы, возможности, расти и развиваться полноценной личностью и многому другому. Недавно в необычной школе прошло открытое занятие, на котором встретились супружеские пары: те, которые только готовятся стать приёмными родителями, и уже взявшие на воспитание детей.
В уютной комнате психологической разгрузки под пристальными взорами рассевшихся за крошечными столиками на мягких креслицах изящных кукол и выглядывающих из игрушечных кроваток круглолицых пупсов беседа протекала искренне, непринуждённо. Едва ль не каждая из обсуждаемых здесь тем воспринималась пришедшими на занятие людьми эмоционально, затрагивала за живое, касалась самого важного для них и сокровенного.
Рима Степановна Лисина, воспитывающая четверых приёмных мальчиков-подростков, призналась, что иногда мысленно укоряет непутёвых мамаш, бросающих своих детей на произвол судьбы.
- А я, напротив, всячески желаю им здоровья! Благодаря этим женщинам многие из нас стали счастливыми. Вот у меня, например, появился мой Алёшка, - восклицает Татьяна Александровна Трунина.
- Какими б ни были биологические родители и как бы ни относились к своему потомству, а притяжение кровного родства никто не отменял, - задумчиво вздыхает Рима Степановна. Она рассказывает, как одному из её ребят стали приходить из Тамбова письма от родной матери. Сначала мальчик и видеть их не хотел, не распечатывая, кидал в камин, потом не выдержал. Теперь же перечитывает по многу раз и бережно хранит написанные на листочках строки, в которых на расстоянии даются наставления сыну, советы вести себя примерно и слушаться бабушку. Так называет мать по переписке ту, которой с лёгкостью уступила своё место.
- А если б мама Вовы решила навестить его, вы согласились бы? - спросила социальный педагог О.А. Кочевцева Риму Степановну.
- Препятствовать не стала бы.
- Я же ни за что на свете не допущу подобной встречи! - Вновь вступает в разговор Т.А. Трунина. - Ни разу ни одного дурного слова не говорила Алёше о его матери. Напротив, сказала ему: “Она молодец: дала тебе жизнь, благодаря ей, мы встретили друг друга. Теперь ты есть у меня, а я - у тебя”. Но я никогда не разрешу ему с ней увидеться!
Кандидаты на звание родителей буквально впитывали в себя каждое слово этого богатого на выражения чувств диалога, видимо, в мыслях примеряя на себя, какая из озвученных позиций им более близка. С удвоенным вниманием слушали они и рассказы о сложившихся в семьях с приёмными детьми традициях, взаимоотношениях.
Для ребятишек, лишённых ранее тепла домашнего очага, любая мелочь может восприниматься как событие, дарящее минуты радости, блаженства. Елена Анатольевна Лукьянова, принявшая под опеку сразу троих малышей: двух сестричек и братика, с материнской нежностью рассказывала о ставших для неё близкими и самыми родными ребятишках. Купание, приготовления ко сну, прополка в огороде сорняков и даже совместное наведение порядка в детских шкафчиках для домочадцев совсем не обыденная рутина жизни, а приятные, наполненные смыслом, сплачивающие семью занятия.
- Говорят, приёмные родители дарят любовь детям. А если бы вы знали, сколько этой самой любви, признательности мы получаем от них взамен. Мои ребятки за день по нескольку раз обнимут меня, прижмутся, поцелуют! - рассказывает женщина. - Вот младшенькая, Машенька, - приводит далее она пример, - ей всего четыре года, а какая ласковая, заботливая. Девчушка помнит, что у бабушки больные ноги. Приходит та к нам в гости, а Маша беспокоится: "Бабулечка, ты устала? Давай я помогу тебе, сниму сапожки". Доброй девочкой растёт и Алина. Она такая щедрая: готова любому понравившемуся ей ребёнку, пусть даже ранее и не знакомому, отдать свои игрушки, вещи, а уж для домочадцев ей никогда ничего не жалко.
Все трое детей очень общительны, легко находят язык со сверстниками. Мы купили и поставили во дворе детский стол, стульчики, ведь к ребятишкам приходит много друзей.. Особенно весело бывает на справляемых летом днях рождениях Алины и Артёма: на празднование собирается до двадцати гостей, проводим с ними игры, конкурсы.
Настала очередь поведать о своей семье Т.А. Труниной. Она, едва сдерживая от переполняющих чувств готовые вот-вот пролиться слёзы, рассказывала, как преобразилась их с супругом жизнь после того, как взяли из "Аистёнка" мальчика.
- Алёшка появился в нашем доме 7 апреля на Благовещение. Тогда и зародилась традиция ходить в этот особенный для нас день в храм, причащаться и после выпускать птиц из ладошек, - делится счастливая мама. Не скрывая гордости, женщина рассказывает о достижениях, которых добивается главная радость всей её жизни. Восьмилетний ребёнок занимается в танцевальном ансамбле "Аида", успешно участвует в конкурсах и занимает призовые места. Сложно передать всю теплоту, душевность интонаций, с которыми Татьяна Александровна говорит о своём мальчике. Переполняющие женщину эмоции выплёскиваются в стихотворении, которое сочинила:

Есть у нас в семье сынок,
Он такой хороший,
Кареглазый паренёк,
Звать его Алёшей.
Это чудо из чудес
Ангел нам послал с небес!
Непослушный, озорной,
Но какой же он родной!
Поднимается с постели
По утрам еле-еле,
Но зато по вечерам
В доме полный тарарам.
Папин сын и мамин солнце -
Это всё, конечно, он,
Маленькая крошка,
Милый мой Алёшка!

Творческие задания, подготовленные психологами, помогли быстро распрощаться со скованностью, которая часто присутствует в общении с ранее незнакомыми людьми, и супружеским парам, только собирающимся сделать один из самых важных в своей жизни шагов: принять в семью сирот и заменить им родных мам и пап.
- Понимаете, у нас с женой и в планах не было брать из детского дома ребятишек, - разоткровенничался один из учеников школы кандидатов в замещающие родители Веген, - ведь у самих четверо родных детей! Так получилось, что старшая дочь попала в больницу. Там она познакомилась с мальчиком Вовой из приюта и очень привязалась к нему. Мы стали навещать его, приносить гостинцы. Постепенно созрело желание усыновить этого ребёнка. А оказалось, что у Вовки есть три сестрёнки.
- Озвучьте, сколько детей хотите взять на воспитание, - просит педагог-психолог О.А. Карюкина.
- Да я ведь не отказываюсь…
- И всё же назовите цифру, - настаивает Ольга Александровна.
- Четыре! Я понимаю, что брата и сестёр разлучать нельзя. Они для меня и жены уже все, как родные.
Принять в семью чужого малыша - шаг, на который способен далеко не каждый. Известно, что у обделённых материнской любовью малышей нередко непростой характер, часто встречаются проблемы со здоровьем, психологические травмы. Обо всём этом на занятиях в школе кандидатов в замещающие родители, конечно, говорится. Специалисты дают советы, как справиться с проблемами, многих из которых не могут избежать и мамы с папами, растящие родных детей. Случается, что посещавшие уроки люди отказываются от прежде зревшего решения усыновить либо взять под опеку сирот. И это, как говорят педагог-психолог О.А. Карюкина и социальный педагог О.А. Кочевцева, тоже считается хорошим результатом их работы. Ведь если бы не эта существующая при детском доме школа, могли б возникнуть трагические для деток ситуации с их возвратом из новообразовавшихся семей обратно в сиротские заведения. И всё-таки случаев, когда кандидаты в родители дают своим намерениям обратный ход, нечасты.
В "Аистёнке", на Автозаводской, 8-а, всегда открыты двери для всех мечтающих любить и быть любимыми, желающих внимать в стенах родного дома не тишине, а заразительному смеху и радостному топтанию ножек неугомонных, трогательных шалунов. Специалисты действующей при “Аистёнке” службы по устройству и сопровождению замещающих семей (руководитель Л.М. Лугина) ждут от мичуринцев звонков по телефонам: 2-20-80, 2-20-88. Как знать, быть может, кто-нибудь из вас, наши читатели, решится набрать указанный номер, и через пару-тройку лет на очередном открытом занятии будет описывать все краски, которыми раскрасилась палитра жизни с приходом в неё нового члена семьи.