В поход за дружбой

10 января 2012, 08:55 1702
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (01/10/2012 - 09:55)

Мир велик! Однако люди привыкли сами устанавливать незримые границы и превращать себя в добровольных узников. Оказаться за городской чертой, пройтись по лугу, подышать не загрязнённым выхлопными газами воздухом для многих кажется возможным лишь в редко выпадающие праздничные дни или в отпускную пору. А пробовали вы когда-нибудь засечь, сколько понадобится времени, чтобы дойти, скажем, от улицы Советской до Панского леса, и сколько уходит на прогулки по местному "Арбату" и посещение магазинов?

Потребность в единении с природой зарождается в детстве, и здесь без взрослого не обойтись. Учитель русского языка и литературы средней школы №18 Надежда Владимировна Миттова родилась в маленьком живописном местечке Тамбовской области - селе Крутовское. Судьба сложилась так, что, закончив школу и позже Мичуринский педагогический институт, она стала жительницей городской. Вышла замуж, родила дочку, а в 23 пошла работать в школу по специальности и получила ещё в нагрузку классное руководство. Казалось бы, живи, трудись и радуйся! И всё действительно складывалось совсем не плохо, только на душе иногда почему-то щемило, а в голове так и крутились песенные строчки Сергея Беликова:
Сам себя считаю городским
теперь я,
Здесь моя работа, здесь
мои друзья,
Но всё так же ночью снится
мне деревня,
Отпустить меня не хочет
родина моя.
Класс, который достался Надежде, оказался недружным. Коллектив сборный, началку заканчивали кто где, к тому же социальная среда, в которой воспитывались, была самой разнообразной. Ребятки, хотя ещё и небольшие, но уже со своим характером. Молодому педагогу никак не удавалось их всех сплотить. Так получилось, что судьба свела Н.В. Миттову с директором станции юных туристов Т.В. Улановой, которая предложила ей стать по совместительству педагогом дополнительного образования: вести кружок "Юные туристы и краеведы". Учитель долго не раздумывала, ей вспомнились детские годы: походы, печёная картошка и песни у костра. Вот что объединит её воспитанников, решила женщина.
Первая классная вылазка на природу получилась сумбурной. Ребята тогда даже чайку вместе не попили, ушли домой голодные. Надежда с надеждой не распрощалась. Конечно, было жаль своих воспитанников, но она понимала, иногда необходимо прибегать и к непопулярным мерам. Второй турпоход сложился более удачно. Классный руководитель придумывала различные педагогические хитрости, чтобы сдружить одноклассников. Например, недолюбливающих друг друга ребят отправляла вдвоём собрать дровишек для догорающего костра или давала ещё какое-нибудь поручение, в котором необходимо действовать сообща. Вскипевший в котелке чаёк, варёные макароны, душевный разговор под треск сгораемых в огне сучьев возымели на школьников своё чарующее действие. Совместный труд объединил девчонок и мальчишек. Цель, к которой стремилась педагог, была достигнута.
Надежда Владимировна всё больше и больше увлекалась выбранным ею направлением деятельности. Если прежде учителя и ребятишек в их увлекательных хождениях по лесным тропам сопровождал инструктор, то уже спустя год Надежда Владимировна поняла: нет ничего такого, чему бы она не сумела научиться. Туристические премудрости освоены, и можно обойтись без помощи наставника.
Со временем кружковцами Н.В. Миттовой стали не только ученики из класса, который она вела, но и другие любители романтики походной жизни. "Ребята из моего объединения не станут привязывать консервные банки к хвостам кошек, кидать камни в собак или убивать голубей", - уверенно говорит моя собеседница. На память ей приходит случай. Дети нашли в кустарнике ёжика с пораненной лапой и все вместе его лечили. В ход тогда пошли бинты, мази и все имеющиеся знания по оказанию первой медицинской помощи. Такие случаи лучше всяких слов воспитывают в детях способность к состраданию и бережное отношение к живой природе.
Ребёнок искренен в своих поступках и не умеет лгать. Если занятие во внеурочное время его не заинтересовало, в другой раз он просто не появится на нём. Героиня нашего рассказа с проблемами недобора не сталкивается. Педагог разработала специальную программу, которая объединила туризм, литературное, историческое краеведение. Она организует встречи учеников с уважаемыми людьми нашего города и области: бардами, писателями, журналистами, вместе со своими воспитанниками знакомится с материалами местных архивов, находит интересные факты из жизни земляков в годы Великой Отечественной войны. Краеведческие изыскания, которыми в рамках своего объединения вместе с учениками занимается Надежда Владимировна, тесно переплелись с появившимися в школе дисциплинами, направленными на знакомство школьников с историей и литературой родного края. Вести эти предметы в 18-й школе, конечно, предложили Н.В. Миттовой.
Уже немало лет прошло с тех пор, как молоденькая классная снарядила не отличавшихся уживчивостью школяров в поход за дружбой. Первые воспитанники успели подрасти, закончить институты, устроиться на работу. За эти годы программа педагога расширилась. В 2011-м Н.В. Миттова участвовала с ней в региональном этапе IХ Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" и стала победителем в туристско-краеведческой номинации.
Надежде Владимировне удалось совместить щемящую любовь к родному краю, желание как можно чаще находить возможности для единения с природой с избранной ею учительской стезёй.
Закончились зимние каникулы, но насыщенная увлекательными событиями жизнь ждёт школьников и в будничные дни: интересные встречи, новые знания и, конечно, захватывающие дух, бодрящие походы на лыжах.