Лента новостей
Статья29 сентября 2012, 01:00

Васильковое трио

Н.В. Смыкова, Л.М. Гуляева, Т.А. Добрынина.
Н.В. Смыкова, Л.М. Гуляева, Т.А. Добрынина.

Учителя бьют тревогу. Количество поступающих в школу ребят с различными нарушениями речи с каждым годом неуклонно растёт. Общеизвестно, что лучший возраст для исправления ошибок в произношении детей - дошкольный. На улице Украинской, 27, расположен маленький уютный детский садик №17 "Василёк", в котором воспитываются малыши с нарушениями звукопроизношения и с заиканиями. В детском саду всего три группы, за каждой из которых закреплён свой учитель-логопед: Н.В. Смыкова, Л.М. Гуляева, Т.А. Добрынина. День воспитателя и всех дошкольных работников - хороший повод встретиться с педагогами, поговорить об особенностях их работы и воспитанниках.

На часах половина второго. Васильки, спокойно посапывая, сладко спят под одеялками. Вместе с логопедами направляемся в один из кабинетов, предназначенный для занятий с малышами. На столе и полках аккуратно разложены со вкусом оформленные папки, с яркими картинками тетради, красочные наглядные пособия. Есть здесь и тетрадки, разработанные индивидуально для каждого ребёнка, - в зависимости от того, какие звуки у него нуждаются в корректировке.
Плохая экология, химическая пища, тяжёлая беременность ли создают проблемы, с которыми сталкиваются родители картавящих говорунов? С обсуждения всех возможных факторов, негативно воздействующих на речь ребёнка, началась наша беседа. По мнению педагогов, если ребёнок в три года ещё не начал говорить, то родителям паниковать не стоит, но и спокойно ждать, когда их кроха "выскажется", тоже не следует. Мамам и папам необходимо всерьёз задуматься над тем, как разговорить своего молчуна. Ошибки в воспитании - одна из причин, отрицательно влияющих на развитие детской речи, считает логопед с сорокалетним стажем Л.М. Гуляева.
- Как часто приходится слышать восторженные отклики родителей о своих детях: мой ребёнок ничего не говорит, но он такой разумный. Он замечательно разбирается в компьютере. Как усядется с утра за монитор, так и сидит за ним до самого вечера! Удобная позиция: малыш при деле, не шумит, не бегает, не отвлекает. Но взрослые занимаются самообманом. Они не понимают, что компьютер и телевизор в развитии речи - помощники плохие. Ребёнку нужно живое общение, подчёркивает Людмила Михайловна.
- Его-то дети, к сожалению, часто недополучают, - подхватывает Н.В. Смыкова. - Наши ребятишки нередко делятся тем, как проводят свободное от садика время. Недавно один мальчик рассказал: "У меня дома родители всё время заняты телефонами: один в "Контактах" сидит, другой в "Одноклассниках". Интересуюсь: а ты что в это время делаешь? "А я в компьютер играю".
- Раньше компьютеров не было, зато книг в каждом доме хранилось в изобилии, - вспоминает Л.М. Гуляева. - И стоили они копейки. Ребята в садик приходили не с пустыми руками: со сказками, раскрасками, всё время что-то штриховали, обводили. Сейчас же если какой-нибудь ребёнок и принесёт одно издание, то следит за ним зорко. Книги в наше время стоят слишком дорого.
- Во всём необходимо знать меру. Даже проблема, заключающаяся в том, что взрослые не уделяют чтению с детьми должного внимания, имеет противоположную сторону. Случается, заботливая родня излишне загружает своё чадо разной информацией, - вступает в беседу Т.А. Добрынина. - Я работаю с детьми, страдающими заиканием. И могу сказать, что иногда на возникновение этого речевого расстройства косвенно могут повлиять чрезмерные старания мам, пап, бабушек и дедушек, как можно больше вбить в голову своего маленького гения длинных стихов, песен, сложных понятий, терминов.
Дошкольники - народ неугомонный и непосредственный. К каждому детсадовцу необходим особенный подход. Занятия с ребятами проходят в игровой форме. Девчонки и мальчишки в основном охотно посещают логопеда. Однако нет правил без исключений. И в этих случаях на выручку педагогу приходит хорошая фантазия.
- Один из мальчиков категорически отказывался не то чтобы выполнять предложенные ему задания, он даже не соглашался зайти в мой кабинет, - рассказывает Людмила Михайловна. - Пришлось прибегнуть к хитрости: сказать ему, что за моим шкафом поселилась мышь. Несколько дней Андрюша выслеживал несуществующего грызуна. А позже забыл о мышке, привык ко мне, и наше общение наладилось.
Л.М. Гуляева знает, как найти подход к любому из своих воспитанников. Ещё бы, ведь работает в "Васильке" без малого 40 лет. Ребята, которых когда-то научила правильно говорить, теперь приводят к ней на занятия своих детей. Немалый стаж трудовой деятельности в учреждении дошкольного образования и у Н.В. Смыковой, Т.А. Добрыниной. Учителя-логопеды знают множество тонкостей, которые помогут разговорить любого молчуна и научить коверкающих звуки болтунов изъясняться чище. Главное, чтобы родители дома усерднее занимались со своими детками, тогда и положительный результат не заставит долго себя ждать.

Автор:Юлия Голышкина