Весёлая Масленица

25 февраля 2011, 23:00 2102
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (02/25/2011 - 15:03)

Календарная неделя после Недели мясопустной именуется Сырной седмицей или Масленицей. В её продолжение не вкушается мясо, но остальные скоромные продукты можно вкушать даже в среду и пятницу, хотя Божественная Литургия в эти дни уже не совершается.На службе вечерни среды Сырной седмицы (вечером вторника) впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется во всех последованиях Великопостных богослужений.

На Руси первый масленичный блин крестьянки отдавали нищему - на помин души умерших. Была Масленица праздником многодневным и очень шумным.
Невиданное по размаху масленичное празднество и гулянье устроил царь Пётр в Москве в 1722 году по случаю заключения Ништадтского мира. Морские суда разного вида на колёсах, полсотни саней, запряжённых зверьём, вереницей тянулись от села Всехсвятского к специально установленным Триумфальным воротам. Трёхмачтовым кораблём с 88 пушками управлял сам царь.
На берегах Москвы-реки, Неглинки, тогда ещё не упрятанной в трубы, построены были горы с затейливыми башнями для катаний, стояла там "комедь с разными позорищами". Бил барабан, заливались рожки, балалайки, свиристелки. Дышал жаром “обжорный рынок”. Гуляки жгли соломенные чучела, наряжались в медвежьи шкуры, мазали сажей лица, объедались блинами. Масленица, как её изображали, - румяная толстая баба на сковородке с двумя ухватами и с помелом вместо языка, была царицей праздника.
Вечером лучшее катание шло от Кремля по Маросейке и Покровке к Разгуляю. Там, на распутье четырёх дорог, стоял один из самых искусительных для гуляк трактиров с плясунами и песельниками. Ухарскими катаниями славились ямские слободы - Тверская, Рогожская, Дорогомиловская. И много увечных, больных, а то и забитых насмерть в кулачных боях оставляли после себя эти дни неумеренного веселья и обильного питья.
Но... не всё коту масленица, будет и Великий пост. Он начинался сразу же после заключительного воскресного пиршества и тянулся семь длинных недель. Тут уж не попоёшь, не повеселишься. А пышные скоромные блины, остатки греховного праздника, уже с воскресенья на понедельник считались хлебом поганым, богатые их даже выбрасывали. В первую субботу Великого поста пекли хозяйки другие блины - пресные, безвкусные - тужилки по масленице.