Вниз по великой реке

29 октября 2010, 23:00 2074
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru (ЧТ, 10/28/2010 - 14:45)

Наша газета уже неоднократно рассказывала о стартовавшем этой весной водном историко-краеведческом  переходе от села Старотарбеево Мичуринского района до Азова в честь 350-летия строительства в наших краях первой государственной судостроительной верфи. Недавно из очередного перехода вернулась команда, состоявшая из сотрудников Мичуринского завода "Прогресс". Сегодня своими впечатлениями о предпоследнем этапе похода с читателями "МП" делится руководитель экспедиции - начальник штаба гражданской обороны предприятия  С.Б. Чиркин.

-Наша экспедиция, - рассказывает Сергей Борисович, - продлилась восемь дней - с 7 по 14 октября. Шли мы тяжело и мучительно. Дошли до Цимлянских  шлюзов, отделяющих одноимённое водохранилище от реки Дон. Мне довелось принимать участие в первом походе, когда команда дошла до города Воронежа. Скажу одно: тот переход  по сравнению с этим -  увеселительная прогулка. Здесь было по-настоящему сложно. И в первую очередь из-за погоды, которую формирует Цимлянское водохранилище, простирающееся в длину почти на  300 километров, а в ширину доходящее до 40 км.  Главной особенностью для нас - сухопутных жителей равнинной Тамбовщины - оказался ветер, который здесь дует всегда. Определённый вклад в формирование местной погоды вносят, конечно же, степная зона в сочетании с цимлянскими песками, занимающими только в Ростовской области площадь в 45 тысяч гектаров. Своеобразие климата проявлялось  весьма оригинально: вначале над песками начинают образовываться отдельные кучевые облачка. К обеду они уплотняются, растут, превращаясь в мощную кучевую облачность, которая проливает дождём, после чего вновь выглядывает солнце. Как  правило, такое явление сопровождается сменой направления и усилением ветра. На следующий день погода меняется с точностью до наоборот.
Быть может, именно поэтому для местных рыбаков мы были сродни инопланетянам: в октябре здесь штормит от 10 до 15 дней. Случается, что рыбаки не выходят в море (Цимлянское водохранилище - это действительно море) вообще, поскольку на форватере скорость ветра  достигает 15 метров в секунду. Эти немаловажные обстоятельства вынудили нас сменить тактику передвижения: практически весь путь мы шли вдоль правого берега.
Необходимо отметить, что за последние два года водохранилище заметно обмелело, в силу чего нашему взору представали огромные песчаные косы, вода близ которых едва доходила до колена. И вновь пришлось изобретать оригинальные способы передвижения. К примеру, откровенно напрягаться и  тащить струг на себе по всем многочисленным отмелям. По моим скромным подсчётам, в общей сложности мы протащили струг   километров десять.
Совершенно очевидно, что  далеко отходить от берега мы не могли, поскольку понимали: в случае чего к нам на помощь никто не придёт. По сыпучим цимлянским пескам может передвигаться лишь специализированная техника - трактор или вездеход. А вокруг на десятки километров ни души...
И тем не менее, несмотря на все предосторожности, однажды нам всё же "посчастливилось" попасть в настоящий шторм. Ощущение, доложу я вам, не из приятных. Только представьте - нос  и корма судна висят, а струг стоит на волне, потом ныряет между  волн, словно с крутой горки... Сегодня я понимаю, что в тот раз всё было очень серьёзно. Вода не доходила до кромки борта лишь сантиметров семь-десять. 
Кроме шторма, была ещё одна неприятная ситуация, совершенно неожиданно произошедшая  недалеко от населённого пункта Нижний Чир. Струг внезапно попал на невесть откуда взявшиеся камни. Причём до берега было около 400 метров. Лодку зажало,  волны били о её борт, словно кувалдой, пришлось прыгать в воду прямо в одежде.  Вперёд двинуться не получалось, стали сдавать назад, изо всех сил загребая вёслами, и как-то вывалились из этих каменных тисков.
Забегая вперёд, хочу сказать вот о чём: я снимаю шляпу и выражаю самую искреннюю признательность  мастерам,  построившим наш струг. То, что он выдержал в том походе, - просто фантастика. Судно, действительно, прекрасно скроено:  оно уверенно держит волну, устойчиво к боковому ветру и в то же время позволило идти по мелководью. А оно встречалось нам постоянно. Не только Цимлянское водохранилище, но и Дон-батюшка  в связи с летней жарой сильно обмелел. Местами уровень воды там был просто смехотворный - 5-10-15 сантиметров. Так что струг нам пришлось потаскать и по Дону...
- Бывали участки, - продолжает С.Б. Чиркин, - когда при ширине водохранилища в пять километров форватер (а по нему сплошным потоком шли танкеры, сухогрузы, самоходные баржи, теплоходы) составлял всего 50 метров, и  нам частенько приходилось прижиматься к бакенам, чтобы не столкнуться с ними.
По словам С.Б. Чиркина, распорядок дня у команды был достаточно жёстким: подъём проводился не позднее пяти утра, не позднее восьми часов, когда ещё толком не рассвело,  струг отчаливал от берега, а приставал к месту очередной ночёвки в сумерках. По Дону в благоприятных условиях экипаж проходил в день 55-57 километров. Цимлянка с её непредсказуемым нравом внесла в среднюю скорость движения серьёзные коррективы, когда в отдельные дни струг преодолевал от 10 до 47 километров с учётом отмелей, когда приходилось разгружать судно и тащить его на себе.
- Мне, - отметил Сергей Борисович, - хотелось бы выразить глубокую признательность всему экипажу, который в кратчайшие сроки стал крепкой, сплочённой и абсолютно работоспособной командой, выполнившей поставленную перед ней задачу.
О завершающем этапе уникального историко-краеведческого перехода, посвящённого славным датам в истории нашего города, "Мичуринская правда" расскажет в одном из ближайших номеров.