Всегда в движении

17 августа 2016, 05:00 3374

АО «Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем» является одним из старейших предприятий не только в регионе, но и в своей отрасли. Его история проходит яркой линией через список событий, охвативших три столетия. Основанные в 1866 году ремонтные мастерские сегодня преобразовались в крупнейшее машиностроительное предприятие. Наш собеседник - генеральный директор акционерного общества - Алексей КОРШИКОВ.
 

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (08/15/2016 - 17:44)

Фото Вадима Измайлова.

- Алексей Николаевич, к юбилейным датам всегда принято подводить итоги. «Милорему» в октябре исполнится 150 лет, так что повод поговорить о нём напрашивается уже сейчас…
- Мичуринский локомотиворемонтный завод - одно из старейших предприятий отрасли по ремонту тягового подвижного состава. Его история проходит через события трёх столетий. Основанный в 1866 году завод связан с историей Мичуринска, пожалуй, больше, чем другие предприятия. Полтора века назад Козловские железнодорожные мастерские были образцом современных технологий и примером эффективной организации производства. Конечно, перемены за эти годы произошли основательные. Завод преобразился в мощное машиностроительное предприятие. Сегодня он выполняет полный цикл работ по ремонту тепловозов: ремонт дизелей, воздушных компрессоров, турбокомпрессоров, гидромеханических редукторов, ремонт электрических машин и электроаппаратуры, ремонт и производство тепловозной электроники, колёсных осей тепловоза, производство огромного перечня запасных частей для ремонта чешских и российских локомотивов.

- Как вы оцениваете работу завода за последние полтора года?
- Мы успешно закончили 2015 год, отремонтировав 238 секций тепловозов (хотя это меньше, чем в 2014-м, когда было отремонтировано 252 секции). Освоен ремонт новых серий локомотивов. Общий объём выполненных работ составил 1,8 миллиарда рублей (1,5 миллиарда рублей в 2014 году). За первое полугодие 2016 года отремонтировано 112 секций локомотивов. В связи с нынешними сложностями мы изменили привычный формат планирования: от пятилетнего перешли в 2014 году к трёхлетнему. В течение года планируем производственную деятельность поквартально, учитывая пожелания заказчика и свои возможности. Таковы реалии. «Милорем» сегодня - это 20 цехов и участков на площади 30 гектаров, это многопрофильное предприятие по металлообработке, имеющее собственное литейное производство, в том числе производство чугунного, алюминиевого, бронзового и латунного литья.

- Несколько лет назад «Милорем» прошёл сквозь череду реформ…
- В течение 150-летней трудовой истории в целях обеспечения стабильной работы в условиях изменяющегося рынка неоднократно преобразовывалась система управления на предприятии. В 2010 году из производственного кооператива завод перешёл на иной уровень управления и формы собственности - открытое акционерное общество. Трудовой коллектив стал обладателем пакета акций (в зависимости от трудового стажа). В 2014 году предприятие преобразовано в акционерное общество. Заметная стабилизация финансового состояния завода отмечена как раз в период 2014-2015 годов.

- Ваши акционеры получают дивиденды?
- Пока нет. Прибыльным впервые производство стало в 2014-2015 годах. До этого предприятие было дотационным. По решению собрания акционеров вся прибыль пойдёт на развитие предприятия.

- Кто ваш главный заказчик?
- ОАО «РЖД». Кроме того, заказчиками являются сервисные компании, обслуживающие локомотивные хозяйства РЖД.

- В ваших цехах ремонтируют тепловозы, выпущенные главным образом в советское время. Каков же средний возраст этих «железных богатырей»?
- «Милорем» ремонтирует тепловозы ЧМЭ3 (производства Чехословакии). Их возраст более сорока лет. Последние выпуски были в начале 90-х годов. Тем не менее локомотивы на ходу. Именно в 1973-м завод был перепрофилирован на капитальный ремонт чешских маневровых тепловозов, которых в СССР было поставлено более восьми тысяч.

- Каков же запас прочности этих агрегатов?
- До 50 лет. Потом они подлежат списанию и утилизации. Сейчас, когда более половины подобных тепловозов уже выработали свой срок службы, на заводе применяется технология капитального ремонта, позволяющая продлить срок их эксплуатации. Ещё в 90-х годах прошлого столетия предприятие освоило ремонт новых тепловозов ЧМЭ3Т и ЧМЭ3Э, оснащённых электронной аппаратурой, ремонт магистральных тепловозов отечественного производства серий ТЭП60 и М62. В 2015 году осуществлена модернизация тепловоза серии 2ТЭ10МД с установкой американского силового модуля Super Skid.

- А как обстоят дела с теми же комплектующими деталями для ремонта чешских агрегатов?
- На заводе освоено изготовление более 700 наименований запасных деталей для ремонта тягового подвижного состава. Производственная база и квалификация специалистов позволяют обеспечить ими собственное производство по ремонту и сторонние заказы. Отдельные крупные детали и узлы электроники приобретаем.

- Это можно назвать примером импортозамещения?
- Вполне. Детали, изготовленные на «Милореме», не уступают оригинальным по техническим показателям.

- Но эффективное современное производство немыслимо без его диверсификации…
- Конечно. Отказ от импорта позволяет сэкономить значительные средства, которые завод направляет на техническое перевооружение и создание современных финансовых и маркетинговых служб.
Одновременно с развитием основного производства предприятие расширяет выпуск потребительской продукции, которая пользуется спросом и по достоинству занимает призовые места на различных выставках товаров. Разработан и утверждён проект модернизации по оборудованию кабины машиниста тепловоза ЧМЭ3 системой кондиционирования МТ6216. В настоящее время локомотив находится на подконтрольной эксплуатации. Разработан проект и выполнено оснащение системой прогрева «ПАССАТ» маневрового тепловоза ЧМЭ3. Зафиксированы положительные результаты эксплуатации опытной партии котлов водогрейных АОТВ-50 в составе системы отопления пассажирских вагонов. Произведено более 250 отопительных вагонных агрегатов, в составе которых применена пеллетная горелка, разработанная и внедрённая специалистами завода. Проведены приёмочные испытания результатов проектирования и оснащения комплектами биотуалетов в теплоизоляционном контейнере КБТ-Л для локомотивов серий М62, 2Т116, 2ТЭ10, ТЭП70, ВЛ10, ВЛ11.

- Как вы оцениваете место предприятия в региональной экономике?
- Я полагаю, что «Милорем» - в числе лидеров. Как сектор тяжёлого машиностроения предприятие вносит весомый вклад в экономику страны, региона, города. В области ремонтом железнодорожной техники, кроме нас, занимается Тамбовский вагоноремонтный завод, но там несколько иная производственная специфика.

- О каких новых перспективных производственных проектах можно рассказать сегодня?
- Недавно организован цех по ремонту тепловозов серии ТЭМ7. В перспективе - его расширение и увеличение объёмов ремонта этих локомотивов. Ремонт данной серии локомотивов ранее осуществлялся на других заводах или небольшими частными предприятиями, что не всегда гарантировало качество. В итоге заказчики заинтересовались крупными ремонтниками. Мы в их числе. В планах завода освоение других серий тепловозов и дальнейшее увеличение объёмов производства.

- Сколько человек сегодня трудится на «Милореме»?
- Более 1700.

- А сколько было в годы СССР?
- Около 4000. Но тогда и производственная загрузка была гораздо выше.

- Когда я шёл к вам на интервью, обратил внимание на большой плакат на здании завода: «Требуются на работу…». По нынешним временам это редкость…
- Да, нам требуются представители рабочих специальностей, штат ИТР укомплектован. Но число вакансий невелико. Сегодня их около 30. Принимаем и тех, у кого нет необходимой квалификации. Предприятие имеет лицензию на обучение, и мы готовим слесарей-ремонтников подвижного состава, слесарей-электриков, токарей. Наш опытный слесарь (пятого-шестого разряда) зарабатывает до 30 000 рублей. Коллективный договор предполагает дополнительную мотивацию труда в виде различных надбавок и льгот. Кстати, более 40 процентов наших работников - молодёжь.


- Ваше производство, связанное с тяжёлым машиностроением, расположено в самом центре города. Поэтому я не могу не коснуться темы экологии…
- Наше предприятие не представляет никакой угрозы в природоохранном плане. Производство оборудовано системой сбора отходов и их последующей утилизации. Для этого задействованы очистные сооружения. В литейных цехах технологический процесс происходит в основном с применением электрических печей, так что техногенное воздействие минимизировано. Завод имеет все разрешительные документы на природопользование, аккредитован в качестве испытательного центра в области оценки физических факторов, получил свидетельство об аттестации лаборатории химического анализа и пункта экологического контроля.
Всё, что производится на «Милореме», сделано с гарантией качества и гордостью за предприятие. За полтора века работы создана уникальная ремонтно-техническая база, накоплен богатый опыт по ремонту тягового подвижного состава, воплощается в жизнь программа технической модернизации. Сформированный коллектив единомышленников акционерного общества с уверенностью смотрит в будущее и готов удовлетворить потребности заказчиков в ремонте тягового подвижного состава и производстве запасных частей для локомотивов.