Лента новостей
Статья14 апреля 2011, 15:21

Вызывая огонь на себя

М.В. Романов
М.В. Романов

Когда семьдесят лет назад по радио объявили леденящее душу известие о том, что германские войска, презрев мирный договор, напали на нашу страну, всех советских людей от мала до велика охватил единый патриотический порыв: изгнать врага с родной земли. Конечно, каждый наш воин в глубине души надеялся вернуться живым домой, но вместе с тем и понимал, что есть вещи пострашнее похоронки, которая полетит в милые сердцу края. "Лучше сгинуть, умереть, чем оказаться в плену у врага" - с этой мыслью советские герои направляли свои горящие самолёты на вражеские объекты, подрывали последней гранатой немецкие танки,а заодно и себя. Однако многие из тех, кто волей судьбы остался в живых, оказывались в лагерях, в которых безраздельно царствовала смерть, каждый день собиравшая богатую кровавую жатву.

Через страшные жернова немецкой лагерной системы прошёл и уроженец села Степанищево (Первомайский район) М.В. Романов. К началу Великой Отечественной Михаил был уже опытным бойцом. Призванный в армию в 1938 году сразу после окончания ремесленного училища он участвовал в присоединении Западной Украины, воевал с белофиннами на Карельском перешейке.
О начавшейся войне Михаил узнал с первых же минут - его взвод одним из первых принял на себя атаку неприятеля. За проявленную отвагу командир огневого взвода М.В. Романов был представлен к награде и присвоению звания младшего сержанта. Но награда не дождалась своего героя - в сентябре 1941 года бойцы в местечке Оржицы (Полтавская область) попали в окружение. Солдаты делали отчаянные попытки вырваться из сжимающегося вражеского кольца, но после прямого попадания немецкого снаряда в последнюю пушку сопротивление было подавлено.
Чудом уцелевший после артобстрела, получивший контузию Михаил оказался в фашистском лагере в городе Кировограде, где его, как красного командира, приговорили к расстрелу. Ожидать зверской расправы М.В. Романов не стал и, несмотря на болезнь (в лагерях свирепствовали дизентерия, корь, дифтерия), совершил побег. Михаил укрылся в товарном поезде, который увёз его в город Первомайск-на-Буге. Долго скитался по деревням и сёлам, пока наконец не повстречал в занятом оккупантами селе Грушки окруженцев и местных партизан. Некоторые из них работали в охране на сахарном заводе и имели доступ к оружию.
Наш герой и его новые товарищи быстро разработали план действий: вооружиться в охране завода и напасть на полицию, а затем создать свой отряд и воевать против оккупантов. Увы, этим отважным замыслам не суждено было сбыться, в рядах сопротивления оказался предатель. Полиции и гестапо стало известно о готовящемся нападении. На смельчаков устроили облаву как раз накануне того дня, на который бойцы планировали захват района. Девятерых партизан прилюдно расстреляли, остальных взяли в плен.
Так Михаил снова оказался в лагере, только теперь в городе Гайсине Винницкой области. Через два месяца всех пленных увезли в Германию, около двух месяцев продержали где-то в горах, затем перевели в город Аугсбург. Здесь заключённые были нужны в качестве бесплатной рабочей силы. Нечеловеческие условия в лагерях, лишения, скудный паёк да ещё тяжкий изнурительный труд на машиностроительном заводе приводили к тому, что люди умирали сотнями.
Михаилу повезло больше, чем многим его товарищам по несчастью. Мирное население города Аугсбурга с сочувствием относилось к заключённым. Некоторые даже тайком приносили узникам еду. Находясь в плену, Михаил не собирался опускать руки. Вместе с другими узниками во время налётов американской авиации заключённые ломали на заводе немецкие станки, срезали приводные ремни, выводили из строя моторы, расхищали припасы. Между пленными сложились дружеские взаимоотношения, особенно с болгарами и итальянцами. Один из жителей Италии даже приглашал Михаила поселиться у себя на родине.
В конце апреля 1945 года пленных освободили американцы. Лагерь Аугсбурга стал сборным пунктом по репатриации советских граждан. Через два месяца Михаил Романов выехал в Лейпциг и после долгих проверок был направлен в ряды Красной Армии.
Три с половиной года скитаний по лагерям не сломили стойкого русского солдата. После демобилизации М.В. Романов вернулся в родные края. В военные годы бойцы часто переписывались с незнакомыми девушками, отправлявшими посылки. Одна из них, Раиса Васильевна Веселовская, стала женой Михаила.
В послевоенное время М.В. Романов работал во ВНИИ садоводства имени Мичурина, на электростанции, а также спиртзаводе. Его трудовая книжка не вместила всех записей о полученных наградах и поощрениях, в неё были вложены два листа-вкладыша. Дочери Михаила Васильевича Ирина Кузьмина и Нина Проскурякова бережно хранят все документы о многочисленных военных наградах своего отца, трудовую книжку, его удостоверения рационализатора и ветерана труда. Пройденные в молодости испытания не ожесточили сердце и душу воина, напротив, сделали его чутким и отзывчивым. Потому, наверное, М.В. Романова до сих пор вспоминают добрым словом его сослуживцы, соседи и друзья, а шестеро внуков гордятся дедом, который, находясь в логове врага, всеми силами приближал Победу.

Автор:Полина Светлова