Лента новостей
Статья14 июня 2018, 15:26

« Я жду тебя, мама…»

В Центре поддержки семьи и помощи детям «Аистёнок» содержатся малыши от года до восьми лет, которые нуждаются в помощи государства.

Музейная комната «Русская изба». Фото Галины Свиридовой.
Музейная комната «Русская изба». Фото Галины Свиридовой.

Их родители либо лишены прав, либо ограничены в них, либо в связи с трудной жизненной ситуацией по соглашению с органом опеки и учреждением временно, на год, помещают сюда своего ребёнка.
Основные цели Центра - создание благоприятных условий, приближенных к домашним, для всестороннего развития несовершеннолетнего; охрана его прав и законных интересов; организация содействия устройству детей на воспитание в семью; оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи замещающим родителям.
Сегодня в Центре проживают 13 ребятишек. Они ничем внешне не отличаются от «домашних», ухоженных мальчишек и девчонок. Одеты все по-разному, современно и со вкусом. Вещи для каждого подбираются индивидуально. Малыши любознательны, улыбчивы, активны. А вот судьбы у многих в недалёком прошлом во многом схожи - всех предали собственные родители. От кого-то ещё в роддоме отказались. Кого-то, а их большинство, лишили элементарных заботы и внимания - оставляли надолго без присмотра, забывали покормить, жестоко обращались с ними…

По-домашнему
уютно

В новом общем доме для них созданы все необходимые условия для полноценной жизни. В Центре - две разновозрастных группы. У каждой - своё помещение, где есть спальня, игровая комната, санузел, набор мягкой мебели, телевизор, DVD, большое количество развивающих игр и игрушек. За каждой группой закреплены игровые площадки. В распоряжении воспитанников - музыкальный зал, столовая, спортивный зал с детскими тренажёрами.
Питание - шестиразовое. Вот примерное меню одного дня. Первый завтрак - отварная рыба с картофельным пюре, чай с молоком, хлеб с маслом; второй завтрак - бананы; обед - овощной салат, щи с куриным мясом и сметаной, картофель с мясом, компот из сухофруктов; полдник - молочная геркулесовая каша и чай; первый ужин - плов, кисель, второй ужин - печенье, молоко. Повара стараются кормить детей по-домашнему вкусно, сытно и разнообразно. Готовят различные запеканки, голубцы, вареники, рагу, оладьи. В рационе в обязательном порядке - кисломолочные продукты, овощи, фрукты.

Чтобы были
здоровыми

- Важная составляющая работы Центра - охрана здоровья воспитанников, - рассказывает и.о. директора Татьяна Александровна Зацепина. - Штат укомплектован медсестрой и врачом. Медицинский комплекс включает кабинет доврачебной помощи и изолятор (две палаты по две койки). Совершенствуем работу по созданию здоровьесберегающей среды. Стараемся, чтобы ребята большую часть времени проводили на свежем воздухе. Каждый день начинается с утренней гимнастики. Во время занятий и в перерывах организуем динамические паузы, проводим ароматерапию. На прогулке - подвижные игры, дифференцированные игры-упражнения. Перед дневным сном - полоскание горла, дыхательная гимнастика. После сна - зарядка пробуждения, солевое закаливание. Вечером - элементы психогимнастики, музыкотерапия.
Два раза в год определяется уровень физической подготовленности детей и заполняются карты индивидуального развития. Основываясь на результатах ежегодного углублённого медицинского осмотра, педагоги подбирают ребятам соответствующие комплексы упражнений. Проведение такой работы обеспечивает снижение заболеваемости дошкольников и коррекцию отклонений в их физическом развитии. Как результат - у воспитанников «Аистёнка» нет инфекционных, паразитарных, кожных заболеваний, болезней органов пищеварения. А вот заболеваниями нервной системы страдают четверо малышей, болезнью глаз - двое детей, органов дыхания - трое. Один ребёнок - с ограниченными возможностями здоровья.

Общие успехи

На базе учреждения работают центр по профилактике социального сиротства, служба по устройству детей в замещающие семьи и сопровождению замещающих семей, ресурсный центр духовно-нравственного просвещения и поддержки семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, отделение семейной игротеки «Игралочка». Оказываются также платные услуги учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом детям «со стороны», из нормальных семей. И, как говорит Татьяна Александровна, желающих обратиться за помощью к опытным, квалифицированным специалистам более чем достаточно.
В «Аистёнке» - 34 сотрудника, из них 14 педагогов. Среди лучших Татьяна Александровна назвала воспитателя Ларису Юрьевну Медведеву, специалистов Ольгу Александровну Карюкину, Елену Валерьевну Коновалову, Татьяну Владимировну Лысенко, Ольгу Алексеевну Кочевцеву.
Скучать здесь ребятишкам не приходится. Пять кружков дополнительного образования помогают им развивать свои творческие возможности. В гости к детям приходят священнослужители, волонтёры. С интересом осматривают малыши экспонаты музейной комнаты «Русская изба», слушают рассказ воспитателя об истории родного края, русские народные сказки. Познавательные беседы о Правилах дорожного движения проводят с ними сотрудники полиции. Ребята участвуют в различных конкурсах. В мае текущего года, например, ансамбль «Домисолька» (руководитель Ирина Безбородова) занял второе место в региональном этапе Всероссийского конкурса художественного творчества для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Созвездие» (номинация «Инструментальная»). В 2017 году коллектив Центра стал победителем как лучшая образовательная организация интернатного типа по формированию системы духовно-нравственного развития детей и молодёжи в региональном этапе межрегионального конкурса «Вифлеемская звезда». В 2016 году учреждение заняло первое место в региональном этапе Всероссийского конкурса по энергосбережению.

«Они для нас
как родные»

Но самая большая радость для сотрудников Центра - когда воспитанники возвращаются в свою родную семью или обретают новую - приёмную.
Дети в «Аистёнке» подолгу не задерживаются. За год их состав может несколько раз обновляться. Во многом этому способствует эффективная работа всех структурных подразделений учреждения.
- Когда мы провожаем детей в новые семьи, - рассказывает Татьяна Александровна, - многие наши сотрудники плачут, ведь для нас ребятишки становятся как свои, разве что мы их не родили… Да и называют они каждую из нас - «мама». Мы не возражаем, чтобы не оттолкнуть их, не ранить… И на коленки посадим, и обнимем, и поцелуем, и ласковые слова скажем. Но когда нужно - и поругаем, без этого нельзя. К сожалению, непутёвые родители крайне редко встают на путь исправления. Но всё же такие случаи есть. Например, два мальчика, восьми и трёх лет, пробыли у нас всего три месяца. Их мать и отец закодировались, устроились на работу, улучшили жилищные условия, и суд восстановил их в правах.
Более того, воспитанников нашего учреждения всё охотнее и чаще стали брать в замещающие семьи, возвратов детей из таких семей не было. Хотя статистика такова, что в целом по стране в последнее время увеличилось количество возвратов ребят из замещающих семей. Приёмные мамы и папы, опекуны оказываются морально не готовыми к нелёгкому родительскому труду, в основе которого всегда должна лежать любовь к ребёнку. Только она может дать силы всё понять и всё простить…
А пока маленькие обитатели уютного и доброго, но всё-таки казённого дома задают взрослым по несколько раз в день одни и те же вопросы: «Где моя мама? Почему не приходит?» И неизменно просят: «Позвоните ей! Я очень её жду!..»

Автор:Галина Свиридова