Лента новостей
Статья20 января 2015, 23:00

Жил-был художник один

Здание школы Криволуцкого, ул. Революционная, 55.
Здание школы Криволуцкого, ул. Революционная, 55.

Сергей Иванович Криволуцкий родился в 1869 году в деревне Курдюки Инжавинского района в семье дьякона. Когда мальчик подрос, отец определил его в Тамбовское духовное училище, однако юноша вскоре оставил учёбу и стал брать уроки живописи у тамбовского художника И.И. Гладышева, а затем перебрался в Козлов в иконописную мастерскую М.Ф. Юрьева. Здесь молодой человек пробыл два года и вскоре уехал в город Скопин к художнику И.С. Вязову, а из Скопина он перебрался в Москву, где поступил учеником к живописцу И.К. Кондратьеву.

Для того чтобы выжить, Сергей Иванович принимал участие в работах по отделке и украшению Политехнического музея. Вскоре осуществилась его мечта - он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но платы за обучение не внёс, поэтому был отчислен. Чтобы не умереть с голода днём молодой человек ходил на разборку старых городских торговых рядов, а по вечерам играл на скрипке в трактирах первопрестольной. На следующий год Сергей держал в училище экзамены во второй раз, но провалился. С третьей попытки (в 1891 году) он всё-таки был зачислен, но, чтобы оплачивать обучение, пел в хоре под управлением Знаменского и Скворцова, а в театре даже сыграл роль Дмитрия Самозванца.
В 1895 году С.И. Криволуцкий окончил обучение в училище и на следующий год поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств в мастерскую профессора В.Е. Маковского. В академии он проучился три года, за свою конкурсную работу «Семья и искусство», приобретённую музеем академии, получил золотую медаль и был направлен стипендиатом за границу для знакомства с лучшими произведениями искусства Западной Европы. Объехав все лучшие музеи и галереи, в 1900 году вернулся в Россию.
Будучи небогатым человеком, Сергей Иванович некоторое время давал бесплатные уроки рисования и живописи детям неимущих горожан, желающих обучаться в школе М.Ф. Юрьева. При этом частная практика не помешала ему написать картину на евангельский сюжет «Моление о чаше», вызвавшую у обывателей явное неприятие.
Этот эпизод в истории Козлова-Мичуринска даже нашёл отражение в местной прессе. Весной 1901 года в «Козловской газете» была помещена заметка весьма характерного содержания. Вот она: «С 4 по 17 марта в доме Шишкина на Московской улице была выставлена картина художника С.И. Криволуцкого «Моление о чаше». Плата за вход устанавливалась в 40 копеек, для малолетних и учащихся - в два раза меньше.
Это первая попытка познакомить местную публику с оригинальным произведением художника. Однако вместо того, чтобы отнестись к художнику с долей внимания и участия, наша публика только позубоскалила, кто с точки зрения цены, кто с точки зрения оригинальности не по физиономии города…
Помимо этого зубоскальства, козловцы не замедлили выказать ещё и порядочную долю грубости, которая может быть приравнена к глупости. Например, в помещение выставки гостинодворские завсегдатаи присылали деревенских мужиков за покупкою мыла, керосина, калачей и чего-то ещё… Словом, мы себя развернули».
На картине художника, иллюстрировавшей молитву Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанную в Евангелиях, Спаситель был изображён в коленопреклонённой позе с приподнятыми руками. Сам Он, лес, трава, земля, перспектива отдалённого города - всё освещалось таинственным зеленоватым лунным светом. «Лицо Богочеловека грустное и сосредоточенное. Как в целом, так и в подробностях картина выписана хорошо, сильно, без замазывания, - констатировал местный репортёр. - Работал над ней художник более месяца. Впоследствии он намерен передать картину в дар храму села Курдюки Кирсановского уезда».
Работа с детьми побудила художника взяться за организацию в городе полноценной художественной школы, которая и открылась в ноябре 1901 года. Здесь же, в Козлове, им организовывались первые публичные выставки работ своих учеников, в числе которых были известные впоследствии художники А.М. Герасимов, Д.Р. Панин, С.С. Варсонофьев, И.Я. Копров, Г.Т. Романов-Скороходов.
После закрытия школы в 1906 году Криволуцкий долго скитался по разным уголкам России, затем на несколько лет осел в Москве... Впоследствии он всё же вернулся в милый сердцу Козлов и поступил рядовым иконописцем в мастерскую Юрьева. После Октябрьской революции, в 1919 году, он возвращается в родное село Курдюки, где прожил последние три года. В это время он пробует свои силы в качестве декоратора Кирсановского городского народного театра, для которого оформил спектакль по пьесе М. Горького «На дне».
В настоящее время работы художника представлены в экспозициях Тамбовской областной картинной галереи, Тамбовского областного краеведческого музея, собраниях Санкт-Петербурга и Твери.

Автор:Михаил Белых