Лента новостей
Статья12 августа 2014, 01:00

Жизнь, словно песня

Жизнь, словно песня

Читательница «Мичуринской правды» Н.С. Кулешова заинтересовалась информацией о нашем земляке Михаиле Григорьевиче Киселёве, прошедшем путь от рабочего
паровозоремонтного завода до оперного певца. В частности, Нина Семёновна спрашивает, жив ли он. Предлагаем вниманию читателей рассказ об этом неординарном человеке.

Ранние воспоминания детства у Михаила Григорьевича связаны с пением. В минуты недолгого досуга его мама любила петь народные песни, протяжные и грустные. У неё был отличный голос. А утром, чуть свет, она уходила на работу, оставляя на сына дом до позднего вечера. Когда мальчик подрос, его отдали в ученье к колбаснику. В полутёмном, мрачном подвале он работал по 15-18 часов в сутки, а накануне праздников проводил в чаду круглые сутки, засыпая на час-два тут же, на каменном полу.
После Октябрьской революции Михаил Киселёв идёт работать на паровозоремонтный завод слесарем, параллельно учится на рабфаке, а затем поступает в Новосибирский инженерный институт. В студенческие годы поёт в вокальном кружке при рабочем клубе, в Новосибирске на межсоюзном конкурсе художественной самодеятельности занимает первое место. Все члены жюри рекомендовали молодому дарованию поступать в Московскую консерваторию. Однако скромный и требовательный к себе юноша, вернувшись на родину, поступает в музыкальное училище. Но уже с третьего курса переходит в Свердловскую консерваторию в класс педагога М. Уместнова, воспитавшего целую плеяду оперных артистов.
В этот период М.Г. Киселёв впервые выступил в Свердловском театре оперы и балета, где исполнил партию конвойного в опере Коваля «Емельян Пугачёв». В 1944 году, по окончании консерватории, был направлен в Новосибирский театр оперы и балета. Здесь он подготовил все основные партии своего обширного репертуара (князь Игорь, Демон, Мизгирь, Томский, Риголетто, Эскамильо и другие), пройдя тем самым хорошую школу музыкально-сценического искусства.
После успешной пробы в 1952 году, на которой артист спел арию Томского и отрывок из «Риголетто», его принимают в Большой театр. Критика тех лет отмечала: «Киселёву чуждо любование собственным голосом, присущее некоторым исполнителям. Он упорно работает над психологическим раскрытием каждой роли, неустанно ищет выразительные штрихи, которые помогают донести до слушателя сущность создаваемого музыкально-сценического образа». Готовясь к исполнению партии Мазепы в опере П.И. Чайковского, певец, находившийся тогда в Ессентуках, неожиданно обнаружил в городской библиотеке интереснейшие документы. Это была переписка Мазепы с Петром I, неведомо каким образом туда попавшая. Внимательное изучение этих документов помогло артисту создать яркую характеристику коварного гетмана.
Наряду с работой на оперной сцене Михаил Григорьевич выступал и на концертной эстраде. Задушевная искренность и мастерство отличали его исполнение романсовой лирики Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова. Заслуженным успехом сопровождались его выступления в крупнейших городах Советского Союза и странах зарубежья.
До последних лет Михаил Григорьевич Киселёв вёл преподавательскую деятельность, в частности, в оперной студии при Доме культуры МГУ.

Автор:Ирина Адам