«Камер-юнкер» из Мичуринска отправится в Лобню и Сергиев Посад

12 марта 2020, 14:02 1393

Премьерный спектакль мичуринского драматического театра представят на двух международных фестивалях.

На сцене нашего  театра премьерные показы постановки по пьесе Михаила Хейфец «Спасти камер-юнкера Пушкина» состоялись на Камерной сцене 7 и 15 марта. Спектакль, жанр которого определён как история несостоявшегося подвига,  включён в программу Недели театра детям и юношеству. И возможно, кто-то из старшеклассников узнает себя сквозь призму монологов главного героя Михаила Питунина (в его роли выступил актёр Сергей Холкин).

Камерная сцена театра хороша тем, что располагает к доверительной беседе, интерактивному общению со зрителем. По этому принципу выстроился и премьерный спектакль.  В центре сцены – стул, на котором сидит мужчина средних лет, неспешно зашивающий прорехи в верхней одежде и рассказывающий простую и в то же время завораживающую историю своих сложных взаимотношений с творчеством Александра Сергеевича Пушкина.

Монолог вызывает улыбку, иногда смех, понемногу воскрешает в памяти картинки из детства, юности… Наверное, у многих  в школьные годы был предмет, изучение которого как-то сразу не заладилось, и всё же наука эта понемногу, исподволь проникала в сознание, опутывала непонятными изречениями, притягивала и отталкивала одновременно.

Так происходит и в жизни Михаила Питунина.  Пушкин, которому герой Сергея Холкина в сердцах желал умереть ещё в лицее, вдруг предстал перед ним не как великий писатель, а как  человек с трагической судьбой, ради спасения которого, оказывается, не жаль собственной  жизни.

Повествование главного героя оживляют и дополняют краткие, но весьма ёмкие фразы воспитательницы детского сада, учительницы из школы №69, носящей имя Пушкина, мамы и девушки Михаила Питунина, второгодника Секи, замполита. Всех их органично воплотила на сцене актриса Ксения Морозова. Для создания образов усталой, беспокоящейся за сына матери, отвязной студентки или хамоватого замполита, ей потребовались лишь несколько аксессуаров и, конечно же, актёрское мастерство, каковым славится вся труппа мичуринского театра.

В финале постановки смех и улыбки зрителей сменились напряжённой тишиной. Зрители угадывали трагическую развязку сродни тому выстрелу, которым закончилась злополучная дуэль на Чёрной речке. В меркнущем создании главного героя тесно переплелись драма его жизни, судьба Пушкина и многочисленные планы, которые могли спасти жизнь великого писателя и поэта, если б существовала машина времени.  А вдруг получится? Вдруг это та самая пуля, которая отняла у поэта жизнь в далёком 1837 году?.. Но гаснет свет, и жестокая реальность уносит прочь несбыточные планы и мечты.

Московский режиссёр, член Гильдии театральных режиссеров России  Татьяна Воронина уже знакома мичуринскому зрителю по своему спектаклю «С любимыми не расставайтесь». При работе над пьесой Михаила  Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина» она выступила в качестве режиссёра-постановщика, художника-постановщика, звукорежиссёра.

– Это не первая моя встреча с пьесой Михаила Хейфеца, в режиссёрских лабораториях в Йошкар-Оле и Уфе я делала на её основе эскизы, – отмечает Татьяна Воронина. – И всякий раз поражалась тому эффекту, который она производит на зрителей. Люди разных поколений, словно сговорившись, повторяют: «Это как будто про меня! И со мной такое было!».

– Спектакль навевает разные мысли и воспоминания, – подчёркивает  директор Галина Попова. – Кто-то вспомнит свою молодость и уроки литературы, а кто-то вновь возьмёт в руки том Александра Пушкина. Хочется  пожелать спектаклю долгой и счастливой судьбы. Он уже приглашен на два театральных фестиваля. В мае эта постановка будет представлена на международном фестивале «Русская классика» в городе Лобня. В июне наши актёры поедут в Сергиев Посад на международный фестиваль «У Троицы»,  посвящённый Родине и её прославленным сынам.

Елена Потапова