Лента новостей
Статья14 марта 2019, 16:41

Постигать и создавать прекрасное

В марте 2019 года детская музыкальная школа № 1 отмечает свой столетний юбилей.

Постигать и создавать прекрасное

Столь солидная дата, конечно, не могла остаться без внимания городской газеты. С какими итогами школа пересекает вековой рубеж, как происходит творческий процесс познания в её стенах – об этом и многом другом – в нашем интервью с директором школы, преподавателем высшей квалификационной категории Ириной Беляниной.

– Ирина Борисовна, вот уже на протяжении ста лет музыкальная школа – оплот культуры и музыкального просвещения для подрастающего поколения. Какие значимые изменения можно отметить? Какие традиции сохранились?
– Нам с коллегами досталось великое наследие и предстоит пройти вместе вековой рубеж в истории нашего учебного заведения. Мы благодарны всем работникам школы за то, что они трудились на её благо и сохранили учебное заведение до нашего времени. На базе сложившихся традиций школа вместе со всей страной внедряет инновации, совершенствует методы работы.
Значимые изменения произошли как в форме, так и в содержании. За последние годы значительно увеличилась площадь школы, с прошлого года мы располагаем почти двумя тысячами квадратных метров, достаточным количеством аудиторий для занятий, есть большой и малый залы, кабинеты для занятий по программе раннего эстетического развития. Как и прежде, детская музыкальная школа – один из культурных центров города. Но, говоря современным языком, школа сегодня – это многофункциональный центр, так как, помимо основной образовательной деятельности, она объединяет в себе методический центр (с 2012 года по распоряжению Управления культуры и архивного дела Тамбовской области стала базой для работы Мичуринского зонального методического объединения, в которое входят девять детских музыкальных школ, школ искусств города и прилегающих районов), концертную организацию, досуговый центр, библиотеку, детскую филармонию, центр раннего эстетического развития «Антошка» и в скором будущем – студию звукозаписи.
Одна из главных сохранившихся традиций – стремление педагогического коллектива давать детям качественное образование.

В 2018 году школа стала победителем общероссийского конкурса «50 лучших ДШИ».
А 27 декабря прошлого года воспитанники школы принимали участие в концерте на главной сцене страны в Государственном Кремлёвском дворце в составе сводного хора России.

– Сколько сегодня учеников занимаются в школе? Какие отделения работают?
– В музыкальной школе успешно работают семь отделений, обучается 629 человек по 15 специальностям: фортепиано, скрипка, баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара, саксофон, флейта, сольное и хоровое пение, фольклор, православное пение, а также по программам «Основы музыкальной и хоровой культуры» и «Раннее эстетическое развитие».

– Существуют ли конкурс и возрастной ценз при наборе?
– Обучение в детской музыкальной школе ведётся по двум направлениям: предпрофессиональному и общеразвивающему. На общеразвивающие программы мы принимаем всех желающих, насколько позволяют бюджет и занятость преподавателей. На предпрофессиональные программы есть конкурс, хотя он не такой большой, как в 70-80-е годы прошлого века, когда выстраивалась большая очередь только для того, чтобы подать заявление, а затем – чтобы пройти прослушивание. На программу раннего эстетического развития мы принимаем деток от трёх до семи лет, на все остальные программы и специальности - от 6,5 до 12 лет.

– Приходят ли в школу желающие учиться взрослые?
– Такие случаи бывают, но взрослых мы пока не принимаем на обучение. Тем не менее можем предложить им занятия в любительском хоре. У нас был удачный опыт создания коллектива из числа родителей выпускников, который выступал перед детьми. Взрослые могут посещать занятия преимущественно в вечернее время, так как в связи с переходом общеобразовательных учреждений города на обучение в первую смену для детей очень уплотнились занятия во второй половине дня.


– Кого среди ваших учеников больше: мальчиков или девочек?
– Третий год среди наших учеников больше мальчиков. Многие из них занимаются в творческих объединениях, работающих на базе школы. Сегодня у нас 12 постоянно действующих коллективов: пять хоровых, два вокальных и пять инструментальных.
Хор «Соловушка» имени Виктора Суханина (хормейстер Наталья Зверева, концертмейстер Нелли Козодаева), хор «Светлячок» (хормейстер Светлана Латышева, концертмейстер Любовь Толпегова) и возглавляемый мною ансамбль «Ларец» имеют звание «Образцовый коллектив».

– Сколько выпускников получили дипломы музыкальной школы за минувшие годы?
– Ежегодно школу заканчивают 60-70 человек. С тех пор, как ведётся учёт, мы насчитываем около трёх тысяч человек. За 100 лет, я думаю, свыше десяти тысяч выпускников получили свидетельство об окончании нашей музыкальной школы.

– Наверняка многие выпускники школы связали своё дальнейшее образование с музыкой. Назовите тех, кем гордится педагогический коллектив.
– Действительно, многие из наших выпускников стали выдающимися людьми. Среди них народный артист СССР, солист Большого театра Михаил Киселёв, солистка Всесоюзного радио и Центрального телевидения Клавдия Константинова, композитор, пианистка, член Союза композиторов СССР Софья Чичерина, заслуженный артист России, доцент, заведующий кафедрой Института военных дирижёров Московской государственной консерватории Вениамин Мясоедов и другие. В настоящее время 26 выпускников обучаются в среднеспециальных и высших учебных заведениях страны по профилю «Музыкальное искусство» в Тамбове, Липецке, Воронеже, Саратове, Санкт-Петербурге, Москве. У наших учеников немало достижений высокого уровня. В 2015 году бесплатными путёвками на Международный конкурс-фестиваль «Болгарская Роза VII» были награждены инструментальный ансамбль «Ларец», Анастасия Полякова и Виктор Верховцев. В этом же году в VII Гималайской экспедиции участвовали представители школы Анастасия Ермачкова и Владислав Гусев. В 2016-м Дмитрий Мальцев прошёл кастинг среди 16 тысяч претендентов в телепроект Первого канала «Голос», в 2017-м Антон Гусев дважды становился участником творческой смены во всероссийском образовательном центре «Сириус».

– Мичуринская школа всегда славилась сильным педагогическим составом. Сколько преподавателей открывают детям дверь в мир музыки?
– В юбилейный год у нас работают 40 преподавателей разных специальностей. 90 % педагогического коллектива – выпускники музыкальной школы в разные годы, это ещё одна хорошая традиция нашей школы. Десять педагогов имеют высшую квалификационную категорию. С 2010 года преподаватели 19 раз становились победителями ежегодного областного конкурса на звание «Лучший преподаватель ДШИ и ДМШ Тамбовской области». Наряду с обучением детей преподаватели занимаются исполнительской деятельностью, творческой работой, разрабатывают сценарии, выполняют переложения музыкальных произведений, аранжировки для хора, инструментовки для ансамблей и даже сочиняют музыку.

– Расскажите немного о финансовой составляющей и материальной базе школы.
– Школа располагает необходимыми ресурсами для ведения полноценного образовательного процесса. Во-первых, зданием, состоящим из двух корпусов с достаточным количеством аудиторий; во-вторых оснащением и оборудованием, которое в последние годы значительно пополнилось благодаря выделенным из бюджета средствам.

– Поделитесь планами на юбилейный год.
– В планах – открыть приём с нового учебного года дополнительно на две новые программы: «Юный ди-джей», «Инструментально-вокальное исполнительство» (эстрадное направление). Хотим организовать музей, посвящённый истории развития музыкального образования в Козлове-Мичуринске и, конечно, достойно встретить 100-летний юбилей.
Сегодня образование стало более доступным. Если заглянуть в историю, то было время, когда занятия музыкой могли себе позволить только обеспеченные люди. В современном обществе неоднозначное отношение к обучению музыке. Кто-то считает это необходимым, кто-то говорит о том, что оно отнимает много времени у ребёнка. Могу с уверенностью сказать – сегодня общество предъявляет такие требования, что лишних знаний и навыков нет; особенно ценно то, что
развивает и обогащает ребёнка, и обучение музыке этому способствует. Ведь уже совсем скоро задачи образования существенно изменятся: не надо будет так много всего заучивать и запоминать, в основе образования будет развитие скорости и стиля мышления. Не исключаю того, что перед музыкальной школой встанет задача, чтобы ребёнок осваивал несколько инструментов. Вот к этому мы и готовимся.
В завершение хотелось бы поблагодарить редакцию газеты «Мичуринская правда» за инициативу и предоставленную возможность рассказать о нашей школе в канун исторической даты, а также пригласить родителей, горожан, ветеранов, гостей, выпускников на праздник, который состоится 28 марта в 16 часов в драматическом театре.

По страницам истории

В 1918 году по инициативе Н.В. Чичерина в городе была открыта народная консерватория. Её директором стал М.Е. Зельдин. Располагалась она в здании по улице Гагарина (ныне филиал школы № 18). Нестабильное экономическое положение в стране оборачивается для консерватории в 1919 году преобразованием в музыкальную школу-шестилетку со строгой академической программой (именно с этой отметки детская музыкальная школа ведёт своё летоисчисление).
Обучение велось на нескольких отделениях: фортепианном, народных и духовых инструментов, сольного пения, были организованы оркестры, хор. В это время в школе работал элитный педагогический состав: пианист В.П. Рахманинов – племянник великого композитора, пианист и композитор Н.В. Чичерин – брат первого народного комиссара Г.В. Чичерина, П.В. Макарова-Сикорская – солистка Мариинского театра.
В 30-е происходит преобразование учреждения в музыкальный техникум, затем в музучилище.
В 1941-м учреждение закрывают, но год спустя оно вновь распахивает свои двери, только уже в статусе школы.
В 50-е послевоенные годы почти полностью обновился преподавательский состав. В коллектив органично вливаются молодые педагоги – воспитанники школы, которые восприняли и развили прежние традиции в новых условиях.
1959 год ознаменован открытием при музыкальной школе Университета культуры, где на общественных началах работали педагоги всех специальностей. В 70-80 годах эту традицию продолжили Н.П. Чувахова, Т.В. Безделина, В.К. Конобеева,
Л.К. Макарова. В это время наблюдается подъём музыкального искусства. Поступление в школу проходило строго на конкурсной основе, поэтому к обучению допускались самые одарённые дети. Благодаря энтузиазму педагогов и инициативе директора С.С. Сафронова создаются новые творческие коллективы.
В 90-е годы школа переживает серьёзный кризис, обусловленный перестройкой, однако сохраняет свой преподавательский штат, количество учащихся, отделений и специальностей. Столь нелёгкий период пришёлся на период руководства директора Р.Л. Виленчика.
Здание школы – памятник архитектуры и истории – бывший дом иконописцев Юрьевых. Оно построено в 1885 году. Сегодня во всех классах – новая мебель, 165 музыкальных инструментов, 64 единицы оргтехники. В школе есть два действующих концертных зала, библиотека, гардероб, костюмерная, складские и подсобные помещения. Большой концертный зал на 110 мест – один из лучших в области, на его сцене выступали народные и заслуженные артисты СССР и России.
Ежегодно в 50 конкурсах различных уровней принимает участие почти 200 воспитанников школы, в 130 ежегодных концертных программах задействованы 600 детей.

Автор:Елена Потапова. Фото Анастасии Казюхиной