Лента новостей
Статья15 июля 2019, 11:58

Развернись, душа, с баяном

Богата земля Тамбовская талантливыми людьми.

Валентина  Фролова с любимыми внуками. И те же искорки в глазах.
Валентина Фролова с любимыми внуками. И те же искорки в глазах.

За стеной послышалось лёгкое пошаркивание, осторожно скрипнула дверь больничной палаты, и из-за неё показалась голова санитарочки: «А я думала, что у вас телевизор. Слышу, Зыкина поёт». Да, это наша местная Зыкина – Валентина Фролова – полная жизнелюбия и оптимизма исполняла народные песни и романсы временным друзьям по палате и диете номере пять. Бывает, что даже в узких больничных рамках происходят знакомства с интересными людьми.

Только раз
судьбою
рвётся нить

Её детство прошло в небольшом селе с очень интересным и необычным названием Глазок. На долю родителей выпало грозное время Великой Отечественной войны. Мужчины ушли на фронт, и вся тяжёлая работа легла на женские плечи. Маме молоденькой девчонкой пришлось сесть за руль трактора. В победном мае, пройдя сквозь все ужасы опалённых войной дорог, вернулся будущий отец. Он слыл первым парнем на селе – баянист-виртуоз Василий. Судьба подарила им встречу и связала, казалось бы, счастливой жизнью – детский смех и гомон заполняли всё большее пространство…

Кнопочки
баянные

Маленькая Валя просила маму купить баян. Да какой тут баян, денег едва хватало сводить концы с концами, да и то помогали бабушка с дедушкой. От отца помощи никакой не было. Тут бы прокормить пятерых детей…
Отец… Где-то был её отец, которого очень любила, вместе с которым влюбилась в баян и задушевные слова песен. Она внимательно наблюдала, как умело бегали по кнопочкам его пальцы. Ах, если бы… Мечта – так же прижать к груди баян и развернуть меха – родилась ещё в далёком детстве.
С трёх лет Валюшка была главным его компаньоном на всех праздничных мероприятиях в селе. Однако весёлая жизнь продолжалась недолго. В послевоенные годы мужчин на селе – по пальцам пересчитать, многие не вернулись с поля боя. Развесёлый, удалой баянист был душой любой компании и любимцем женщин. И когда его благоверная носила под сердцем пятого ребёнка, вдруг неожиданно принял решение уйти из семьи.
Сердце матери разрывалось от боли – такого предательства от любимого, от славного защитника Родины, воина-победителя она никак не ожидала. В отчаянии, захлёбываясь в рыданиях, побежала со своим горем к свекрови, которую шокировало поведение сына.
– Уходишь, Васятко? – с укором вопрошала его родительница.
– Ухожу.
– От малолетних детей уходишь?
– Ухожу, мама…
– Не свить тебе тепла гнезда.
Как приговор прозвучали прощальные слова матери.
Почти в одно время родились дети у его бывшей и новой супруг, и получилось так, что учились они когда-то в одном классе. Это доставляло немало страданий. А потом отец уехал с новой семьёй в Алтайский край, вычеркнув из жизни бывшую жену и пятерых своих малолетних детей, не обременяя себя ни добрым словом, ни материальной помощью.

Нежной мелодии
звуки

Валентина не хотела отступать от своей мечты – упорно и целеустремлённо торила себе дорогу. И после окончания школы дитя ромашковых полей поехала поступать в культпросветучилище Тамбова на хоровое отделение. Отправилась покорять областной город, как когда-то Фрося Бурлакова покоряла Москву. Страшно боялась экзаменов. На вокале запела. Пронзительно звенел голос молодой девушки. А в нём – та самая Россия с шелестом берёз и колыханием пшеницы на необъятных полях, шумом полноводной реки, нежным пением птиц в небесной сини.
Комиссия попросила её выйти за дверь. Мысли в голове путались и неслись одна быстрей другой. Минуты ожидания тянулись до бесконечности долго. Но вот ей объявили, что принята в училище без сдачи остальных экзаменов. И отправили домой, чтобы забрала лучшие свои наряды и вернулась на учёбу.
Валя приехала в родное село раньше времени, дед ухмылялся: «Наша-то вернулась, видать, провалилась с треском». А здесь – такая радость. Только нарядов никаких у неё не было. Благо концертные костюмы выдавались напрокат.
И закрутилась вихрем жизнь. Талантливая студентка была востребована в культурной жизни областного центра, её без конца приглашали на концерты и за пределы области.

Говорят, что романсы исполняются сердцем, а она и пела сердцем. Её нежный голос раздавался над бескрайними просторами России.

Но мысль обучиться игре на баяне не покидала её. Инструмент она брала напрокат, а вот репетировать негде было – все аудитории заняты, и приходилось юной студентке изучать азы музыкальной грамоты рядом с местом общего пользования. А позже играть на баяне разрешила ей хозяйка квартиры, комнату в которой она снимала. И не расставалась Валентина со своим любимым инструментом. Заслышав нежной мелодии звуки, подтягивались соседи и с удовольствием слушали русские напевы.

Я встретил вас…

В один из приездов на каникулы мать предупредила Валю, что приехал отец, и желательно поменять на это время свои маршруты, чтобы избежать неловкого столкновения. Но судьба распорядилась иначе. Как-то она прогуливалась со своей самой младшей сестрой Женечкой, окольными путями шли к портнихе – надо было пошить студентке новый костюм. И спустя долгие годы разлуки они всё же встретились с человеком, давшим им жизнь, совсем неожиданно. Задрожало всё внутри – учащённо забилось сердце, опалило багрянцем щёки, вот он перед ними – такой до боли родной и до отчаянья чужой. Она очень ждала этого момента, но и ужасно боялась. Женьке – тому самому пятому ребёнку – было очень интересно взглянуть на отца, к тому же он дал ей денег, от которых отказалась старшая сестра, и теперь она могла тоже заказать себе новый костюм. Отец предложил зайти в клуб и пообщаться. Директор досугового центра, зная способности Валентины, попросил её что-нибудь сыграть.
Собрав все свои душевные силы, она заиграла, да так, что зазвенела тишина. «Я встретил вас, и всё былое…» – в такт баянным кнопочкам взывала душа. Она играла, как на самом ответственном экзамене, мастерски растягивала меха гармошки, и на глаза присутствовавших накатывались слёзы. А потом её попросили исполнить «Матаню». И тут отец был сражён наповал. У него перехватило дыхание. Никто не мог сыграть в селе лучше его, а тут… Защемило сердце, его словно наизнанку вывернуло. Василий захотел вернуться в семью. Мать была как бы и не против, но вынесла всё на суд детей. Сыновья же были непреклонны, они не смогли простить отцу предательства. Так и не свил он себе «тепла гнезда», трагически на чужбине оборвалась его жизнь.

Где родился,
там и сгодился

Воронежский народный хор, филармония Тамбова, куда её неодно-кратно приглашали, – всё это казалось далёким и чужим, и после окончания культпросветучилища, а затем и института культуры Валентина вернулась в свой родной Глазок, в котором с четвёртого класса участвовала в художественной самодеятельности. Её трудовые будни начались в должности заведующей Глазковской библиотекой. А потом на протяжении почти двадцати лет возглавляла отдел культуры Мичуринской районной администрации.
Талантливо руководила вокальным ансамблем «Яблонька», который в 2001 году стал лауреатом Всесоюзного конкурса «Эх, Семёновна!». Валентина Фролова могла бы выйти на большую сцену и сделать карьеру. Но она решила остаться на малой родине и прославлять родной Тамбовский край, за что отмечена медалью «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Её имя – в энциклопедии заслуженных людей родного города. Она и сейчас почётный гость и участник многих культурных мероприятий.
Несмотря на многочисленные звания и регалии, заслуженный работник культуры России Валентина Фролова – человек довольно простой, добродушный и очень лёгкий в общении.
«Корифеем никто не родится. Учиться никогда не поздно. В любой ситуации надо быть прежде всего человеком и помогать людям» – девиз её жизни…
…За окном больничной палаты давно зажглись звёзды, а мы просим Валентину исполнить что-нибудь ещё.

Я о прошлом теперь не мечтаю,
И мне прошлого больше не жаль.
Только много и много напомнит
Эта тёмно-вишневая шаль...

Автор:Марина Шеремета