Задача учителя – привить интерес

02 сентября 2019, 16:39 664

В преддверии праздника Дня знаний мы встретились с учителем истории и обществознания мичуринской средней общеобразовательной школы № 7 Михаилом Цукановым. Напомним, что Михаил Игоревич в 2016 году на этапе муниципального конкурса «Учитель года» стал его безоговорочным победителем.

Михаил Цуканов

– У писателя Валентина Распутина есть такое высказывание: «Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому». Согласны ли Вы с этими словами?
– В принципе, да. Многому научить и нельзя. У ребёнка можно только выявить какие-то интересы. А дальше уже от него зависит, захочет ли он расширять кругозор в области этих знаний или нет. Задача учителя состоит в том, чтобы привить интерес. Но это, к сожалению, далеко не всегда получается. 

 

– Что для Вас значит быть учителем?
– По сути, учитель, как бы пафосно это сейчас не звучало, это человек, который, так или иначе, влияет на сознание ребёнка. Да, родители вносят существенный вклад в формирование личности, но в не меньшей мере на нас влияют и учителя. Это мне знакомо по собственному опыту: в моём поведении вообще, и в моей манере преподавания в частности, многое взято у моих вузовских преподавателей. 

 

– Своего рода эстафетная палочка, передающаяся от учителя к ученику?
– Да, но это не то, что ты пытаешься специально равняться на него, вести себя как он, это происходит неосознанно. Потому что, когда тебе что-то нравится, ты волей-неволей это копируешь. 

 

– Не секрет, что нынешнее поколение детей увлекается чем угодно, но не тем, чем хотели бы их родители. Какие бы советы Вы могли бы дать мамам и папам, желающим, чтобы их чада начали проявлять интерес к истории?
– А сами-то они, когда учились в школе, хотели ли заниматься тем, что предлагали им их родители? Не уверен (улыбается). Для того чтобы заинтересовать ребёнка историей, нужно читать ему, например, античные мифы. Как можно больше разговаривать с ним. Скажем, пятиклассникам, которые только начинают изучать историю, ещё хочется узнать что-то новое.  Они рады услышать то, что раньше им было неизвестно. Тем более, что история Древнего мира изобилует увлекательными сюжетами. Это своего рода собрание сказок. Там столько невероятно интересных фактов, которые нужно просто правильно подать и желательно в доступной форме. 

 

– Но она же не должна быть навязчивой?
– Так в том-то и дело. Не нужно пытаться учить. Тем более не стоит этого делать родителям, если они хотят привить неподдельный интерес к школьному предмету. Никогда не стоит в воспитании ребёнка делать так: «Вот сейчас мы будем говорить с тобой об истории». Применительно к любой жизненной ситуации можно вспомнить красноречивый сюжет. Аккуратно вплетая историю в контекст повседневности, вы добьётесь значительно больших успехов в усвоении ребёнком материала и в развитии у него тяги к знаниям, чем навязыванием. Вот сейчас мы поднимались по лестнице, потом шли по коридору и Вы уместно упомянули строчки Данте из «Божественной комедии»: «Веди  по аду нас, Вергилий». А я вот подумал в этот момент об Иване Сусанине (смеётся). То есть любой случай может вызвать какую-то историческую ассоциацию, главное педагогически грамотно привязать её к жизни. Неплохо бы ещё было отвечать на все вопросы, которые задаёт ребёнок. По крайней мере, стараться это делать максимально часто. Открытость всегда играет важную роль.

 

– Ну и личный пример, наверное, тоже важен в воспитании? Если родитель будет навязывать интерес к той же истории, а самому она будет безразлична, то это вряд ли как-то поспособствует тяге ребёнка к знаниям в этой сфере? 
– Да и не надо пытаться привить то, что кажется правильным. Если вы считаете что-то хорошим и полезным, но вам самому кажется неинтересным, то и не стоит ребёнка этим увлекать. Он сразу почувствует фальшь в словах и наигранность ситуации. Ребёнок может и сам найти что-то своё. Либо заинтересуется тем, что волнует родителя на самом деле. Это простые, но непреложные истины. 

 

– А с какого возраста можно начинать прививать вкус к чтению исторических книг? 
– С любого! Всё зависит от желания самого родителя. 

 

– Вы активный участник различных интеллектуальных мероприятий, проходящих в городе.  А проводите ли Вы в игровой форме школьные занятия?
– Достаточно редко. Мне больше нравится дискуссия на уроках. Игровая деятельность хоть и является ведущей на протяжении всей жизни и в такой форме проводить занятия, конечно, не возбраняется, я всё же стремлюсь не только развлечь учеников, но и дать им как можно больше полезного. Моя задача – научить их самостоятельно мыслить. Это самое важное, пожалуй. Умение грамотно и стройно выражать свои мысли в наше время – очень необходимый навык. По мере возможности стараюсь прививать своим ученикам культуру речи, умение грамотно и доказательно выстраивать своё высказывание. 

 

– А позволяет ли позиция историка отвечать однозначно на тот или иной вопрос?
– Нет, ни в коей мере. Сколько людей, столько и мнений. Многие считают, что история – вообще не наука. С этим, конечно, согласиться сложно, всё-таки это наука, но это такая область знаний, в которой можно каждый факт трактовать совершенно по-разному. И одна из моих педагогических задач – формировать у учеников личную точку зрения на исторический факт. Чтобы они в рассуждении не просто слепо следовали за мнением преподавателя, а умели сформировать собственный взгляд и позицию. 

 

– А насколько вопросы ЕГЭ позволяют ученику проявить свою точку зрения по конкретным историческим фактам? И каково в целом Ваше отношение к ЕГЭ?
– Как к процедуре моё отношение к ЕГЭ не самое восторженное… Я считаю, что устный экзамен даёт куда большее представления об уровне знаний и понимания материала учеником, чем тест. Но если говорить непосредственно о ЕГЭ по истории, то здесь нареканий практически нет. Вопросы составлены неплохо. Задания отражают и полноту фактов, и дают вариативность ответов, предоставляющую возможность выразить свою точку зрения.  

 

– А что из современной истории уже нашло отражение в школьных учебниках? 
– Присоединение Крыма, Зимняя Олимпиада в Сочи, Грузинский конфликт. Все мы живём в эпицентре событий, поэтому не стоит забывать, что история творится каждый день. Но только время рассудит, чему суждено быть начертанным на её страницах, а что забудется, как недостаточно важное и значительное.