«Мы учились мыслить широко, стратегически и творчески»

15 октября 2019, 10:39 840

Наш земляк, выпускник школы № 2 города Мичуринска, а ныне студент четвёртого курса географического факультета Тамбовского государственного университета Максим Ивченко в августе текущего года стал участником Международной летней школы Русского географического общества и был признан одним из четырёх лучших её слушателей. 

В этот раз ключевой темой стало международное гуманитарное сотрудничество. Мы попросили Максима рассказать о том, чем ему запомнилась Летняя школа и что дала в плане образования, творческого развития и подготовки к будущей профессии. 

В парке «Этномир»

Узнал я о Летней школе РГО от преподавателя в моём университете. Всего заявки подали 129 человек,  отбор прошли  29. Из них десять человек – из России, остальные – из-за рубежа: Китая, Италии, Бельгии, ЮАР, Сербии, Египта, Аргентины, Греции и других стран. 
Все участники встретились в Москве, где для нас провели обзорную экскурсию по столице и штаб-квартире РГО.  Порадовало наличие большого количества экспонатов и в особенности старых карт. 
Культурная программа началась  в «Этномире»  Калужской области – самом большом этнографическом парке России. Он всё ещё застраивается, но уже сейчас настолько огромный, что простая прогулка буквально до любого павильона может занять минут 20. 
Каждый день  включал лекции, творческие встречи, тренинги и мастер–классы по повышению компетенций и развитию универсальных лидерских качеств.  На занятиях мы обменивались опытом своих стран в области гуманитарного сотрудничества, делились знаниями и идеями общественных инициатив в сфере географии и смежных наук.
В качестве спикеров на мероприятиях выступали ведущие специалисты в области кино и журналистики, дипломаты и путешественники, представители различных иностранных и российских проектов. Так, советник МИД России, капитан команды в телеклубе «Что? Где? Когда?» и автор проекта «Мастерская интеллектуальной дипломатии» Игорь Алексеев провёл обучающий семинар. Разбившись на команды, мы готовили ролики социальной рекламы, отражающие цели программы «Новое поколение». В зависимости от произведённого на целевую аудиторию воздействия жюри определило наиболее успешные проекты. Как отметил Игорь Алексеев,  участники Летней школы проявили умение работать в коллективе, рационально использовать имеющиеся ресурсы для достижения результата, мыслить широко, стратегически и творчески.

Незабываемые 
встречи

Одной из самых запомнившихся стала встреча с продюсером и оператором фильма «Антарктида» студии РД Кристиной Козловой. После этого многие из участников сами  захотели побывать в Арктике, несмотря на полученную информацию о неудобствах и лишениях, которые пришлось испытать команде смельчаков. 
Много полезного для себя я узнал  в ходе воркшопа «Живая география» с Григорием Тарасевичем – педагогом и редактором журнала «Кот Шрёдингера».  Много интересного  мы узнали от представителя компании «Russia Discovery» Марианны Поймановой, рассказавшей нам о сказочном месте – плато Путорана. В конце лекции выяснилось, что на плато можно посмотреть через VR-очки, и мы, конечно же, воспользовались такой возможностью.
Самая жаркая дискуссия состоялась с представителями волонтёров ООН и исполнительным директором ассоциированных школ ЮНЕСКО в России. Конечно, ядро дискуссии сложилось вокруг роли ЮНЕСКО в защите памятников архитектуры и природы. К сожалению, организация  не может влиять на владельцев этих самых памятников напрямую. Разве что направить рекомендацию, которую можно и проигнорировать. 
Большое впечатление произвёл на нас самый путешествующий человек в мире – Бабис Бизас, объехавший всю Россию вдоль и поперёк, в том числе российскую Арктику. На его флеш-карте было, наверное, фотографий 800, и все они завораживают. На некоторых белые медведи даже позировали на камеру.
После красочных рассказов Бабиса последовала телеконференция с Финским арктическим обществом. Нас разделили на две команды: одна должна была отстаивать развитие арктического региона, другая выявляла проблемы, которые за собой влечёт освоение Арктики. 
Запомнился своей яркостью и оригинальностью воркшоп «Пластилиновая анимация». Взрослые, серьёзные преподаватели университетов и школ, юристы и магистранты превратились в маленьких детей и с большим интересом лепили самих себя. Мы сначала не поняли, для чего это нужно, но в дальнейшем наши труды не прошли даром, и создатели проекта «Мульти Россия» помогли нам снять коротенький мультик в несколько секунд. Теперь это самое полотно с пластилиновыми копиями участников Летней школы – новая экспозиция в штаб-квартире РГО. 
Крайне интересной оказалась лекция Арутюняна Агаси, руководителя отделения ФАО в России, по проблематике сельскохозяйственного производства за рубежом. Он рассказал, как борются с некачественными продуктами, с какими проблемами сельского хозяйства сталкиваются  в разных странах мира.
Далее  нас ждало большое путешествие по Калужской и Тульской областям. Мы посетили национальный парк Угра, где выступили в качестве волонтёров и помогли сотрудникам расчистить аллеи недавно переданной в их ведение территории усадьбы Заречье, принадлежавшей князьям Оболенским. После этого нас ждала экскурсия по Березовскому лесу, прилегающему  к Национальному парку, где сейчас содержат нескольких зубров. Радует, что скоро их выпустят на волю.

Знакомства

Во время занятий в Летней школе  я сдружился с Дэвидом из Аргентины, Кевином из Бельгии, Диего из Италии и Евангелиной из Греции. Ребята свободно говорят по-русски и знают о нашей культуре даже больше, чем мы сами. Я увидел, что мои сверстники из разных стран с уважением и доброжелательно относятся к нашей стране, с большим интересом знакомятся с её достопримечательностями. 
Общаясь, мы говорили о чём угодно, только не о политике, и находили общий язык и взаимопонимание практически во всех вопросах. Как  я убедился, люди в Латинской Америке, в частности, в Аргентине, очень добрые и весёлые. Их приветствия для многих европейцев покажутся чрезмерно тёплыми и близкими,  а вот наше короткое «привет» в Аргентине сочтут за проявление недоброжелательности. 

Что дала школа

За неделю, проведённую в Летней школе, я многое узнал и многому научился. Например, работать с аудиторией и сжато подавать материал. К тому же я не только расширил свой багаж знаний по географии, но и в процессе общения с иностранцами получил практические навыки в области разговорного английского языка. 
Интересным был опыт в создании туристического маршрута, особенно в условиях ограниченной транспортной доступности объектов, а также в строительстве самой высокой башенки из спагетти. 

Планы

Взаимодействие РГО и участников Летней школы на этом не заканчивается. Географическое общество  продолжает работу над нашими проектами с каждым  индивидуально. Некоторые ребята захотели открыть Молодёжный клуб или сразу центр РГО за рубежом.   Говоря про живую географию, хочу сказать, что это достаточно интересное поле деятельности. Планирую  подготовить презентацию Тамбовской области в рамках этой концепции, с помощью  которой можно соединить историю и географию в единое целое.