Известный православный святой подвизался в Свято-Успенской Саровской пустыни – мужском монастыре, основанном в XVIII веке в городе Сарове, входившем в ту пору в состав Тамбовской губернии. Ныне это Нижегородская область. До сих пор в памяти местных жителей сохранились воспоминания о паломничествах земляков в Саровскую пустынь к батюшке Серафиму.
Серафим Саровский (в миру Прохор Сидорович Мошнин), преподобный, старец-пустынножитель и затворник. Один из самых почитаемых святых в Русской православной церкви. Родился он в городе Курске в 1754 году. В 1778 году поступил в число послушников Саровской пустыни. Пройдя за восемь лет все степени монастырского искуса, был пострижен в монашество и назван Серафимом; в 1793 рукоположен в иеромонаха.
Добровольно приняв на себя подвиг пустынножительства, будущий подвижник проводил всё время в строгом посте, в трудах и в молитве. Затем наложил на себя трёхлетнее молчальничество, а позже – затворничество. По выходе из затвора он начал принимать страждущих, утешать и исцелять их. Согласно сохранившимся свидетельствам, в некоторые праздники к нему приходило по несколько тысяч человек.
Серафим Саровский приложил особые усилия к устроению и расширению Дивеевской женской общины, образовав особый Серафимо-Дивеевский монастырь.
Скончался преподобный 15 января 1833 года.
Спустя 70 лет, первого августа 1903 года последовало открытие его мощей. Чин канонизации старца был совершён в Сарове при большом стечении народа и в присутствии императора Николая II. Мощи его были открыты для поклонения в Саровской пустыни.
Вскоре после канонизации преподобного в двух козловских храмах – Покровском кафедральном соборе и Троицкой (Пятницкой) церкви – появляются приделы в честь Серафима Саровского.
Однако ещё задолго до этого, в 1868 году в Тамбовской епархии была учреждена кафедра викарного епископа, в управление которого вверялся Козловский Троицкий мужской монастырь. В сохранившихся документах говорится: «Викарию сей епархии именоваться епископом Козловским и местопребывание иметь в городе Козлове в подворьях и зданиях, принадлежащих монастырю Козловскому Троицкому и Саровской пустыни». Так между Козловом-Мичуринском и Свято-Успенским Саровским мужским монастырём возникла невидимая духовная связь.
Последние сведения о принадлежности Саровской пустыни к Тамбовской епархии автор этих строк относит к 1923 году. Именно тогда было опубликовано решение Святейшего Патриарха Тихона о даровании монастырю статуса ставропигального.
Конечно же, преподобный Серафим Саровский никогда в нашем городе не был. Однако до сих пор он по праву считается одним из наиболее почитаемых святых заступников земли Тамбовской. А с нашим городом его связывает ещё и историческая память, заложенная нашими предками, освятившими в честь преподобного два придела в двух утраченных храмах. Поэтому возведение памятника Серафиму Саровскому – это и своеобразный знак нашего покаяния.
Весьма символично и место установки памятника. Известно, что некогда близ сквера на пересечении улиц Интернациональной, Герасимова и Тамбовской располагалась Сторожевская (Николаевская) церковь, разрушенная в годы Великой Отечественной войны. Возведённый на стрелке трёх городских магистралей, освящённый в день открытия епископом Мичуринским и Моршанским Гермогеном памятник преподобному наполнил этот городской микрорайон особым духовным смыслом, связав прошлое и настоящее. Не случайно горожане уже негласно именуют это место Площадью Серафима Саровского.
Сегодня, как и сотни лет назад, этот дивный святой словно встречает всех въезжающих в Мичуринск со стороны Тамбова своим известным приветствием: «Радость моя! Христос Воскресе!»