Лента новостей
Статья27 января 2020, 11:51

Портрет времени и души

Михаил Афанасьев рассказывает о себе и своих работах.

Михаил Афанасьев. Фото из архива Владимира Андреева.
Михаил Афанасьев. Фото из архива Владимира Андреева.
Мы дружим давно, с моей студенческой юности, с его последних школьных лет. Во время наших литературных вечеров на филфаке педагогического института часто рядом со студенткой Любой Афанасьевой можно было заметить тонкого черноволосого отрока с яркими чёрными глазами, который прямо-таки погружался в атмосферу нашего поэтического спектакля.
Уже поседела его голова, тот тонкий отрок стал солидным мужчиной, известным тамбовским живописцем и портретистом, но вот погружённость в искусство, юношеская увлечённость и душевная чистота, даже и стремительность, с которой он перемещается по Тамбову – оттуда, из детства, из тех лет, которые навсегда овеяны особым теплом, когда мир казался красивым, прочным и вечным.
Накануне открытия выставки художника мы встретились с автором, чтобы попить чаю и побеседовать в его мастерской.
Недавно в Белгороде на Четвёртом открытом художественном фестивале памяти известного белгородского художника Станислава Косенкова были выставлены работы 500 авторов из разных областей России, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга, а также из Донбасса и Беларуси. На фестивале экспонировались работы и тамбовских художников. Председатель Тамбовского отделения Союза художников России Владимир Соловьёв ездил в Белгород для участия в церемонии открытия выставки и передал Михаилу Васильевичу своё чувство гордости за тамбовских собратьев по цеху, когда увидел картину Афанасьева на центральной стене выставочного зала. Таково было решение строгого выставкома. Эти чувства вызвала большая картина Михаила Афанасьева «А что поделаешь, если на пенсию не проживёшь?». Написана она была летом 2019 года. В центре её – хорошо знакомая жителям Тамбова бабушка, просящая милостыню на углу улиц Чичканова и Советской у магазина «Огонёк». Но под кистью живописца частная история стала художественным обобщением, выражением его гражданской позиции. Не зря среди коллег за Афанасьевым закрепилось амплуа «социальный художник». Эта картина, разумеется, представлена теперь и в Мичуринске.
Во время нашей беседы я был немало удивлён, услышав от Михаила, что на этот раз он в Мичуринске предстанет с неожиданных сторон. Разумеется, живописные и графические работы стали центром музейной экспозиции. Есть здесь и пейзаж с церковью в селе Караул, и гармонист в заломленной кепке, будут портреты, о которых известный тамбовский живописец заслуженный художник России Владимир Сизов сказал, что это очень сильная сторона таланта Михаила Афанасьева. Среди них портреты народного артиста России Евгения Миронова, коллекционера Екатерины Носковой и её дочери Галины, автопортреты, триптих, посвящённый погибшему на фронтах Великой Отечественной дяде… Продолжена и линия социальной живописи. Например, парный портрет мамы и взрослеющей дочки, переживших очередной конфликт носит название: «У нас с мамой всё хорошо!». Или вот портрет мужчины с характерным жестом, закрывающим стакан: «Мне не наливать. Я за рулём».
Но нынешняя выставка имеет и немалые отличия. Михаил напрягается и выдаёт нечто заветное, выстраданное, тирада напоминает исповедь.
– Хочу, чтобы зрительзапомнил и понял. Даже получивший прекрасное академическое образование художник не считает себя приговорённым пожизненно к холсту и краскам, хотя эта область искусства для меня родная и любимая. И вместе с тем любое самовыражение приемлемо, поскольку в любой избранной форме художник доносит до зрителя те чувства, которые его волнуют сегодня, и которые он может выразить в новой для себя форме. Я как художник надеюсь, что зритель поймёт: я ведь тоже это чувствую, но в жизненной суете мне не дано так сказать, как это умеет делать художник. Таким исповедальным тоном я был весьма заинтригован. А Михаил продолжал:– Впервые на этой вы-ставке я представляю свои фотоработы, которые я делаю в перерывах, когда гуляю по улочкам и пере-улкам старого Тамбова, ловлю интересные типажи людей. Мне думается, что мои фотоработы – это тоже портрет времени, который я пытаюсь понять и написать в своих картинах и графике. Михаил хитровато улыбается: – И свои фотоработывпервые я прокомментировал литературными зарисовками. Ведь ты знаешь, что я веду страничку в социальной сети «ВКонтакте», и там оставляю под снимка-ми иногда подписи и литературные фрагменты. Не могу не спросить Михаила Афанасьева о том зале, где он встретился впервые за много лет с мичуринским зрителем – о выставочном зале Музея-усадьбы народного художника СССР А.М. Герасимова. – Об этой выставке мыдавно договаривались с директором музея Тамарой Ильиничной Вороновой. И она ждала, что после выставки моего старшего друга Владимира Сизова я тоже привезу свои работы. Великого советского художника Александра Герасимова я знаю с детских лет, когда и музея ещё не было. Когда дом художника готовили к открытию в нём мемориального музея, моя мама Анна Фёдоровна, работница городской библиотеки, приходила в составе бригады помощниц в этот замечательный дом наводить порядок. Так что и с домом художника, и с выставочным залом, и с сотрудниками Музея-усадьбы я знаком давно и благодарен им за то, что они помогли мне открыть выставку.Уходил из мастерской Михаила, а на меня смотрели с холстов и картонов лица и сюжеты, созданные нашим земляком. Это тот самый портрет души художника сквозь призму времени.

Автор:Владимир Андреев.