Лента новостей
Статья9 апреля 2020, 12:00

Дом Зельдиных на карте генеральной

На протяжении ряда лет в местной прессе исследуются подробности жизни династии Поповых, среди представителей которых купцы и почётные граждане, общественные деятели и главы местного самоуправления. Однако повышенный интерес к этой достойной фамилии Козлова-Мичуринска продиктован, прежде всего, тем, что одна из её ветвей связана с нашим земляком, народным артистом СССР Владимиром Зельдиным.

Бывший парадный вход в дом № 128 на углу улиц Революционной и Герасимова. Фото Михаила Белых.
Бывший парадный вход в дом № 128 на углу улиц Революционной и Герасимова. Фото Михаила Белых.

Как известно, Владимир Михайлович родился в 1915 году в Козлове в семье военного капельмейстера Михаила Зельдина и Анны Зельдиной (в девичестве Поповой).

Эта сторона его жизни местными краеведами описана достаточно подробно. Недавно «Мичуринская правда» опубликовала обширный материал краеведа и литератора Владимира Андреева, посвящённый многочисленным родственникам Владимира Зельдина, связанным с историей Козлова, что стало ещё одной страницей в воссоздании нашего историко-краеведческого ландшафта.

Казалось бы, исследовано очень многое. Но почему до сих пор никто не осмеливался точно указать дом, где жили (не бывали!) Зельдины? И вроде бы упоминается в опубликованных материалах адрес: город Козлов, угол улиц Вознесенской (Революционной) и Лебедянской (Герасимова), дом С.И. Попова, но всякий раз нас уверяют – дом не сохранился. А в качестве доказательства приводят высказывание самого Зельдина: «Родители снимали квартиру из трёх комнат в двухэтажном бревенчатом доме с чёрным ходом, палисадником во дворе, беседкой и садом».

Ну что тут скажешь. Полагаю, что своими опубликованными (зафиксированными) воспоминаниями уважаемый Владимир Михайлович задал потомкам больше вопросов, чем дал ответов. Ведь прозвучало же признание, что Артист запросто мог перепутать имена одного родственника с другим (по словам Мэтра его дядю Поню расстреляли в Козлове в 1918 году большевики, а он благополучно дожил в столице до 1973 года). Полагаю, что и в сознании пятилетнего Володи полутораэтажный дом запросто мог превратиться в двухэтажный, а кирпичный с деревянными перегородками – просто в бревенчатый. Гадать на кофейной гуще можно до бесконечности. Не лучше ли обратиться к фактам?

Вдоль по улице

На протяжении как минимум двух десятков лет автору этих строк известен дом Степана Ивановича Попова, что на углу бывших Вознесенской (Революционной) и Лебедянской (Герасимова) улиц. В книге «Привет из Козлова» впервые прозвучал этот адрес, связанный с тем, что в августе 1912 года козловский купец С.И. Попов перевёл сюда национальную школу местного отделения «Союза русских людей».

Автор этих строк намерен поставить под сомнение и наличие самого двухэтажного деревянного дома. Дело в том, что после грандиозного пожара 1865 года деревянное строительство в центре Козлова практически не велось. Если же деревянные дома и возводились, то, как правило, первый цокольный этаж выполнялся из кирпича, на который уже устанавливался деревянный сруб. Значит, дом уже не бревенчатый.

Не мог козловский купец, человек вполне обеспеченный в эру триумфального шествия кирпичного и железобетонного строительства, электрического освещения, ванных комнат, тёплых клозетов, домовой канализации и пылесосов, соорудить на одной из центральных улиц архаичную двухэтажную деревянную постройку. А потом и перевести в неё национальную церковно-приходскую школу местного «Союза русских людей». Полагаю, что этим поступком Степан Иванович многих своих современников сильно бы удивил, ведь размещение казённых детских, а также богоугодных заведений в деревянных постройках в целях пожарной безопасности, мягко говоря, не приветствовалось.

Итак, есть адрес, есть дом, есть хозяин. Каким же образом эти факты могут быть связаны с фамилией Зельдиных? Ответить на этот вопрос позволяет заметка, опубликованная в «Козловской газете» летом 1917 года. Вот её текст: «Дирижёр оркестрового и хорового общества М.Е. Зельдин женщинам и мужчинам, желающим обучаться пению, предлагает записаться в общество. Обучение бесплатное. Записаться можно у М.Е. Зельдина, угол Лебедянской и Вознесенской, дом бывший С.И. Попова».

Внимательный читатель задастся вопросом: почему дом оказался «бывшим» и будет совершенно прав. Всё дело в том, что за год до опубликования заметки глава местного «Союза русских людей» Степан Иванович Попов скончался от прогрессивного паралича.

Эта подробность во многом объясняет и фразу Владимира Зельдина о том, что «родители снимали квартиру». Они её действительно снимали предположительно у дяди Анны Николаевны Зельдиной (Поповой) – то есть у Степана Ивановича Попова в его доме на углу Вознесенской и Лебедянской улиц. У родителей, как правило, квартир не снимают.

На углу Лебедянской и Вознесенской

И вновь возникает вопрос: а о том ли доме идёт речь, ведь на любом перекрёстке могут быть минимум четыре дома с одинаковым адресом! Тем более, что попытки навязать Артисту якобы «отчий дом» в Мичуринске уже предпринимались.

И вновь на помощь пришла заметка из «Козловской газеты». Приведём её полностью. «На углу Лебедянской и Вознесенской улиц воздвигнутый в нынешнем году (1912 год. Прим. автора) дом, принадлежащий С.И. Попову, представляет немалую опасность, но не живущим в нём, а проходящим по тротуарам мимо. Ямы, сделанные для просвета в подвальное помещение, не ограждены никакой оградкой. Хотя бы по бедности С.И. Попов сделал её деревянную, всё бы оградил от опасности проходящих. Саженной глубины просветные ямы заставляют публику обходить дом дорогой. Опасность этих ям усугубляется и тем, что в этом доме располагается «национальная школа».

Сознательно обращаю внимание читателей на ключевые слова этой заметки – наличие «просветных ям». Благодаря им в цокольные и полуподвальные этажи многих козловских построек проникал дневной свет. Не отсюда ли убеждение, сохранившееся у пятилетнего Володи Зельдина, что его семья проживала в двухэтажном доме?

Согласно плану дома, найденного автором в одном из городских архивов (см. схему), из внутренних помещений интересующего нас дома (ул. Революционная, 128) вела лестница в цокольный этаж, которой юный Володя наверняка не раз пользовался.

Кстати, даже сегодня многие общественные здания исторического центра сохранили эти просветные ямы. Есть они у поликлиники № 1, что на улице Революционной, и у здания бывшего пединститута по улице Гоголевской. До недавнего времени они существовали и у «Красных казарм», и у здания батальона патрульно-постовой службы, и у кондитерской «Золотой ключик»… Следовательно, их наличие было для старинной застройки традиционным, обыденным, распространённым, массовым.

Свидетельствуют архивы

И вновь вопрос: имел ли существующий дом под № 128 по современной улице Революционной в начале ХХ века просветные окна, ведь ныне их следы едва видны лишь по стороне современной улицы Герасимова?

Как красноречиво свидетельствует план цокольного этажа (см. схему), в интересующий нас период у этого кирпичного здания с деревянными перегородками было семь полуподвальных окон и, соответственно, семь просветных ям. Мало того, со стороны современной улицы Герасимова в подвал вела лестница. Ещё одна лестница в подвал (третья по счёту) располагалась возле чёрного хода со стороны двора.

Кстати, во время одного из своих приездов в Мичуринск (весной 2012 года) Владимир Зельдин дом № 76

по улице Герасимова за свой не признал. Так и сказал: «Не тот дом». В качестве подтверждения своих слов добавил: «Парадного нет». А вот у дома, о котором идёт речь, парадное так-таки есть и расположено оно до сих пор со стороны улицы Революционной возле арочных ворот.

Конечно, современные хозяева старым парадным давно не пользуются, да и дом за сто с лишним лет основательно ушёл в землю. За каких-нибудь 45 лет здесь четыре раза укладывали новое асфальтовое покрытие. А это примерно плюс 40 сантиметров.

Итак, у здания под № 128, расположенного на углу современных улиц Герасимова и Революционной, есть полный набор данных, упомянутых Артистом относительно отчего дома: наличие двух уровней, трёх комнат (приводимый план позволяет указать их достаточно чётко - определяющим станет наличие внутренней лестницы), чёрный и парадный входы, сад (находился во дворе), расположение на углу названных улиц. Кстати, благодаря обособленному входу на цокольный этаж, который сохранялся до начала 90-х годов прошлого века со стороны улицы Герасимова, там существовала и национальная школа, и музыкальная студия Михаила Зельдина (в приватную часть дома посторонних, понятно, не допускали), а в советский период – школа № 9 и артель «Красный резинщик».

Так, благодаря внимательному прочтению ряда опубликованных в местной прессе заметок, сопоставлению их с сохранившимися планами удалось с большой степенью вероятности локализовать ещё одно историческое место – дом козловского купца Степана Попова. Здесь в 1912 году размещалась национальная школа местного «Союза русских людей», учащиеся которой приняли в год 100-летия Отечественной войны с Наполеоном участие в высочайшем смотре на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. В 1915 году здесь родился будущий народный артист СССР Владимир Зельдин, а в 1917 году его отец Михаил Евгеньевич открыл музыкальную студию – предтечу будущей народной консерватории (а затем и детской музыкальной школы), где обучались бесплатно все желающие.

Бесспорно, на песке иллюзий памятника не построишь. Но когда в подтверждение гипотезы приводятся доказательства, городской легенде суждено обрести черты реальности. Проще ведь во всеуслышание сообщить: дом не сохранился. А нет дома – нет и прецедентности. Однако сегодня с полной уверенностью можно констатировать: место нахождения дома Зельдиных подтверждено. Не пора ли нанести его и на туристическую карту Козлова-Мичуринска? Карты на стол!

Бывший парадный вход в дом № 128 на углу улиц Революционной и Герасимова. Фото Михаила Белых.
Бывший парадный вход в дом № 128 на углу улиц Революционной и Герасимова. Фото Михаила Белых.
Автор:Михаил Белых