Лента новостей
Статья28 апреля 2020, 14:24

«Самоварное золото» в руках мастера блестит

Пенсионер из Мичуринска в свободное время восстанавливает старинные самовары.

Николай Валиков. Фото Дениса Ерёмина.
Николай Валиков. Фото Дениса Ерёмина.

Шесть лет назад Николай Валиков увлёкся восстановлением самоваров. С тех пор это занятие так сильно его захватило, что он теперь не только подкован энциклопедическими знаниями об истории потрясающей красоты русских традиционных сосудов, предназначенных для кипячения воды, но и немало преуспел в деле их восстановления.

– Расскажите, как вы пришли к идее заняться реставрированием самоваров.
– Хочу сразу обозначить, что моё хобби скорее связано с их ремонтом, чем с реставрацией. Разница вот в чём. Реставрация – это процесс восстановления предметов старины в их первоначальном виде, с использованием оригинальных элементов, если они были утрачены. Такие самовары считаются антиквариатом и находятся в сфере интересов коллекционеров. Я же просто оживляю старинные предметы обихода. Однако и ремонт самоваров – работа, безусловно, творческая, при этом требующая не только полёта фантазии, но и определённых знаний и навыков. Идея заняться ремонтом самоваров возникла у меня после выхода на пенсию, когда появилось много свободного времени. Работа с предметами старины мне показалась увлекательной и интересной.


– Насколько старинные самовары вам попадали в руки?
– Я ремонтировал самовар 1800 года, сделанный на паровой фабрике Василия Степановича Баташёва. Это самая старинная из паровых чайных машин, как самовар называли в Западной Европе, что попадали мне в руки. Доводилось мне восстанавливать и ровесника восстания декабристов 1825 года.

– Откуда же вы узнаёте технологии?
– Помогает интернет. В частности, сообщества по интересам в социальных сетях. И, конечно, специализированная литература. Например, справочник Сергея Калиничева «Самоварное дело в России». С автором я знаком лично, иногда мы общаемся по телефону или через мессенджеры. Он помогает мне определить производителя самовара, когда это мне требуется. Ведь часто бывает так, что клейма стёрты и Сергей Петрович по форме ручек, вертка, тулова и короны определяет завод-изготовитель. В восстановлении самоваров на выручку приходит и опыт работы, который я получил будучи подмастерьем ювелирного мастера.

– Специальное техническое образование для восстановления самоваров требуется?
– Тут гораздо важнее другое – болеть душой за то дело, которым ты занимаешься. На моём интересе к ремонту вещей сказываются и увлечения детства. В то время игрушки были в дефиците, и я их делал себе сам. Например, из оргстекла вытачивал пистолеты, которые потом сам же красил в чёрный цвет. Однажды мне в руки попала книга Олега Гаевского «Авиамоделирование». Вот тогда-то и появился у меня осмысленный интерес к технике и конструированию. В книге содержалось большое количество полезных советов. Первый свой паяльный аппарат я сделал по схеме, которая была размещена в этой книге. Но и знания, полученные мною в Мичуринском педагогическом институте на химбиофаке, тоже оказались не лишними (улыбается).

– В каком состоянии обычно приносят самовары?
– Очень часто в плачевном. Мало того, что помятые, с недостающими элементами, так ещё и закопчённые. В таких случаях мне приходится очищать их от накипи и окислов на тулове, затем шлифовать и полировать до зеркального блеска. После этого сияющие латунные красавцы выглядят как новенькие. Случается даже, что владельцы не узнают свой самовар после моей работы.

– Сколько времени требуется на ремонт одного изделия?
– В среднем на восстановление самовара у меня уходит два или два с половиной месяца. В редких случаях на работу над одним самоваром я трачу до трёх месяцев, потому что приходится искать идентичные утраченным комплектующие. Вот, например, я восстанавливал паровик – специальную крышку, которая откидывается при закипании воды. Из клыка моржа я сделал для него вставку, винтик с нарезанной резьбой. Хозяин самовара был весьма доволен моей работой.

– Вам приносят только самовары или и другую утварь?
– Разные бывают вещи. И утюги, и подсвечники, и подстаканники, и чайники, и многое другое. В своей практике я сталкиваюсь с самыми разнообразными предметами быта дореволюционного и советского производства.

– Насколько же качественные самовары производились в советское время?
– В СССР самые первые самовары выпускались на базе старинных фабрик, разумеется, с соблюдением всех дореволюционных традиций и технологий.
Потом их производство получило более широкий размах. Вот, например, у меня в мастерской сейчас находится дровяной самовар 1979 года выпуска. Его главное достоинство в том, что он не изношен и сохранил свой товарный вид в отличие от многих своих старших собратьев дореволюционной эпохи. Он сделан из латуни и никелирован. Выпущен на тульском заводе «Штамп» имени Б.Л. Ванникова. Это бюджетный вариант, что можно определить по тонким ручкам, выполненным из карболита. Но и он стоил по тем временам немалых денег – 25 рублей 40 копеек.

– Насколько ценны были самовары в дореволюционной России?
– До 1917 года самовар стоил дороже коровы – целых четыре рубля, когда как бурёнку можно было купить за три. Независимо от формы и размера самовары продавались на вес.

Это же не просто предмет кухонной утвари, а настоящая семейная реликвия. Выдавая дочь замуж, родители обязаны были обеспечить её приданным. А какое же это приданное, если в нём нет самовара?!

И фольклор зафиксировал в дошедших до нас пословицах и поговорках особую роль этого предмета быта в жизни русского человека. Например, вот так говорили о несостоятельных людях, желающих казаться окружающим богатыми: ни курицы, ни кошки, а самоварчик на окошке. Или вот такая пословица с тем же подтекстом: на три двора пять самоваров и одна лошадь. Стоит отметить, что самовар был важным предметом быта не только в холодное время года, когда было не обойтись без горячего чая, позволяющего согреться. Летом он служил в качестве современного аналога кулера. В него помещали лёд, который охлаждал такие напитки, как квас и компот.

– Зачем нужен самовар современным людям при наличии удобных электрических чайников?
– Сейчас на людей, отдающих предпочтение дровяному самовару, действует скорее магическое обаяние антиквариата, нежели какие-то практические соображения. Он может украсить любой стол. Самовар дополняют не менее радующие глаз предметы старины – металлический поднос, мельхиоровый капельник, стакан с подстаканником, пузатый заварочный чайник. Ни один электрический чайник не проработает столько, сколько прослужит самовар. Они до сих пор находятся в армейском резерве, и неспроста. В случае аварийных ситуаций или войны самовары готовы вновь служить людям в условиях, когда у них не будет доступа к электропитанию. Мне встречался экземпляр из резервного фонда 1947 года выпуска. К нему прилагалась и стальная труба, на которой стоял соответствующий оттиск. А на тему противопоставления современной электрической бытовой техники старинной есть неплохой анекдот. «Встречаются два утюга. Современный импортный хвастается: я первый в мире беспроводной утюг! На что ему наш чугунный нагревной отвечает: хватит заливать-то, это я первый беспроводной!».

– Существует ли сейчас мода на старину, запрос на возрождение традиций русского чаепития?
– К сожалению, нет. Пить чай из самовара – это скорее не какое-то повсеместное и повальное увлечение, а прихоть и блажь отдельных людей.

– Вообще самовар – это русское изобретение?
– Должен вас расстроить, самовар отнюдь не русское изобретение. Он пришёл к нам из Ирана. А в России самовар появился в 1740 году. И изготовлен он был вовсе не в Туле, как часто принято считать, а на Иргинском заводе (ныне село Свердловской области носит название Нижнеиргинское). Но я думаю, что эти удивительной красоты предметы, предназначенные для кипячения воды, в России появились гораздо раньше, потому что внешняя торговля в нашей стране была развита достаточно хорошо. Вообще же русские самовары удивляют разнообразием как форм, так и материалов, из которых были сделаны.

Встречаются экземпляры, полностью отлитые из латуни, а попадаются и томпаковые – тоже латунные, но с большим содержанием меди. Такие самовары отличались оттенком, похожим на золото. Отсюда и пошло выражение «самоварное золото».

Иногда самовары изготавливались и из серебра. Но такие экземпляры делались исключительно под специальный заказ. Разумеется, позволить себе такую вещь могли только богатые люди. Но самые дорогие и редкие – суксунские самовары. Суксун – это посёлок на Урале, где промышленник Демидов добывал медную и серебряную руду. Медный самовар – самый дорогой и редкий. Такие экземпляры, увы, не встречались на моей практике. Зато мне привозили для ремонта самовар, сделанный из серебра 925 пробы, вес которого 6,8 килограмма. На самоваре была вмятина в труднодоступном для выправления месте. Мне даже пришлось сделать для его починки специальный инструмент. Была повреждена и тушилка (колпачок). Его же мне удалось быстро выправить. Потом меня попросили сделать для этого самовара ручки из клыка моржа.

– А где вы берёте комплектующие?
– В данном случае материал мне привезли, а в основном нахожу в интернете. В группах по интересам, в антикварных магазинах. Паровики можно заказать также через интернет и мастера их вам отольют сами. Укомплектовать самовар недостающими деталями быстро не получается. На это требуется время. Например, у поддувальника есть рисунок, который должен соответствовать узору на короне.
У самоваров множество форм, они очень разные – груша, ферзь, банка с пояском и другие. У некоторых самоваров встречаются узоры на поверхности. На одном из тех, что находятся у меня в мастерской, изображена волна, выгравированная при помощи выработки давлением. Часто встречается узор, имеющий название «листья», тоже очень красивый.

– Как проверяется герметичность самовара после ремонта?
– Если из его крана падает капля один раз в 15-20 секунд, то это считается нормой. Сейчас новые технологии, притирочные пасты стали другими, а раньше небольшое подтекание из самовара было предусмотрено даже фабриками. А проверять его герметичность нужно при кипячении.

– Чем лучше всего растапливать самовар?
– Для растопки я предпочитаю берёзовый уголь, потому что он горит внизу. Для того чтобы вода закипела и появилась циркуляция по всему тулову самовара, источник огня должен располагаться именно там. У дров же верховое горение. Для такой растопки на самовар надевают дымовую трубу, но даже через неё порой пробивается пламя, она прогревается и темнеет, настолько сильное получается горение. А при топке дровами эфирные масла спускаются в дымогарную трубу и просачиваются в кипяток. Кто-то для аромата добавляет ещё и шишки, кто-то перед закипанием закладывает две-три веточки можжевельника, кто-то мяту. Но топить шишками и дровами не очень хорошо для сохранности эксплуатационных качеств изделия. От этого самовар коптится и загрязняется. Поэтому древесный уголь наиболее оптимален для растопки.

– Насколько быстро закипает вода в дровяном самоваре?
– В самоваре объёмом в 5-7 литров при температуре воздуха -5 градусов вода закипает через 15 минут после розжига. Это норматив. При плюсовой погоде самовар, вмещающий 5-7 литров, вскипятит воду за 7 минут. После этой процедуры дрова или уголь требуется потушить, для чего следует надеть на трубу колпачок, и тяга тогда прекратится. Чайник ставят на корону, и горячий воздух идёт уже не от тлеющих углей, а от самой воды. Напиток благодаря этому получается густой и ароматный.

– Вкус чая, заваренного на самоваре, отличается ли от того, какой мы пьём в повседневности?
– Чтобы почувствовать разницу, нужно самому попробовать хотя бы один раз, чем сто раз об этом услышать. Чай согласно старинной поговорке должен быть, как женский поцелуй, – крепким, горячим и сладким. Но последняя характеристика с высоты сегодняшнего дня всё же кажется несколько спорной, так как добавление сахара в напиток – дело вкуса.

Автор:Денис Ерёмин.