Безграничная радость и горечь потерь, гордость за родную страну и сострадание сплелись воедино, и лишь фотографии тех лет могут отчасти передать волнующую атмосферу года Победы.
Уникальными снимками, сделанными в поверженном Берлине, с редакцией поделилась дочь участника Великой Отечественной войны Клавдия Лосева. Её отец – наш земляк Павел Иванович Ананьев.
Он родился в селе Сестрёнка в декабре 1917 года, здесь же закончил школу, работал трактористом в Новоникольском сельсовете.
На войну был призван 28 октября 1941 года в 9-й запасной авиаполк. Военную присягу принял 17 марта 1942-го и в том же году был переведён в 565-й стрелковый полк пулемётчиком.
В апреле 1942 года Павел был ранен и попал в госпиталь. После излечения в госпитале его командировали в 656-ю отдельную дивизию. В декабре 1942 года отправлен в 40-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк.
На фронте он выучил немецкий язык, и эти знания спустя некоторое время спасли жизни десяткам раненых.
Первый орден Красной Звезды Павел Ананьев получил на Центральном фронте при взятии Курской дуги.
На 2-ом Белорусском фронте он был разведчиком. Однажды ему было поручено доставить секретный пакет в штаб армии. За выполнение этого опасного поручения Павел Ананьев награждён вторым орденом Красной Звезды.
Под Киевом в городке Белая Церковь разведчики попали в окружение. Около 200 человек, среди которых несколько десятков раненых, укрылись в церковных подвалах. Здесь же настоятель храма спрятал солдат, выживших после бомбёжки госпиталя. А над ними в это время в священных стенах храма бесчинствовали немцы и ржали лошади, заглушая нечаянно вырвавшийся стон.
Четверо суток разведчики и раненые провели без света и воды. Несколько раз Павел Ананьев совершал смертельно опасные вылазки. Помогли немецкая форма и безупречное знание немецкого языка. Добытые им вода и продукты спасли немало жизней. Подошедший советский танковый полк вырвал разведчиков и раненых из немецкой осады.
На подступах к Берлину связисты и разведчики вновь оказались на передовой. Трое суток советские войска пробивались к Берлину, ещё четверо суток с боями шли по его улицам к Рейхстагу. Ожесточённые сражения с остатками гитлеровской армии чередовались с помощью мирным жителям, оказавшимся под завалами, брошенным на произвол судьбы.
– Мой отец всегда был готов помочь каждому нуждающемуся, – рассказывает Клавдия Павловна. – В Германии не мог пройти мимо плачущего ребёнка или попавшего в беду старика. В нашем городе его все знали как бескорыстного и отзывчивого человека.
При штурме Рейхстага Павел Ананьев вместе с боевыми товарищами оставил свой автограф на стене здания. В конце войны он получил медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», а также «За взятие Берлина».
Ещё один год он провёл в Германии на восстановлении разрушенных зданий. Демобилизован 25 мая 1946 года согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР, вернулся на Родину и получил орден Отечественной войны 2-ой степени.
Павел Иванович обладал замечательным музыкальным слухом и голосом, играл на баяне и аккордеоне. В Берлине он устраивал импровизированные сольные концерты, на которых слушатели – немецкие женщины и дети – подпевали голосистому солдату, а ныне строителю. В виде трофея из Германии он привёз аккордеон и губную гармошку.
В Мичуринске фронтовые будни сменились трудовыми. 48 лет Павел Иванович отдал железной дороге, стал ветераном труда, построил дом на улице Кирсановской. В его семье родились три дочери и четверо внуков, бережно хранящих память о фронтовых дорогах своего отца и деда и улицах Берлина.
Фото из архива Клавдии Лосевой