Лента новостей
Статья6 июля 2020, 15:37

Сердце в руках

В третье воскресенье июня в России традиционно поздравляют медицинских работников. Члены клуба «Живое слово» (школа № 1) в дистанционном формате побеседовали с врачом – анестезиологом-реаниматологом Андреем Бурминым о родном городе и профессии, о семье и Боге, о жизни и мечте. А так как сложившаяся эпидобстановка позволила провести беседу только в режиме видеообщения, то она растянулась во времени и пространстве.

Андрей Бурмин
Андрей Бурмин

У доктора Бурмина есть любимая улица – неизменное место его прогулок по городу. Выходит из дома, и ноги уже сами собой несут в её направлении. Почему он так любит этот отрезок Полтавской от улицы Марата до Основного питомника? Эти полтора километра помогают ему совершать обратный побег – в счастливое время детских грёз и мечтаний. И наша первая онлайн-встреча состоялась в Основном питомнике И.В. Мичурина.

– Андрей Владимирович, что особенного для вас в этом уголке на левом берегу реки Лесной Воронеж?
– Основной питомник И.В. Мичурина – изумительное место. Только здесь понимаешь, что такое малая Родина… Гигантские тополя, дубы, старые липы и вётлы, мост через реку, двухэтажный кирпичный дом учёного… Всё это связано с детством. Людмила Васильевна Волокитина (директор дома-музея) и по совместительству тётя Люся (наша соседка) всегда была рада видеть друзей своего сына Валерия в доме великого садовода: и экскурсию с учётом наших мальчишеских интересов проведёт, и чаем на высоком деревянном крыльце напоит. Старшеклассником часто приходил сюда. Это лучшее место, чтобы мечтать о будущем. Искал уединения – задачки решал. Физика – любимый предмет, на Всероссийской олимпиаде в Волгограде девятое место было... Мои учителя очень многое давали нам не только в области знаний, но и в области вечных вопросов: как и для чего жить? Ирина Борисовна Орликова, Клавдия Алексеевна Кушелевская, Алла Степановна Куценко, Игорь Александрович Королёв – создатели моего мировоззрения.

* * *

Верность одному месту работы – в нынешнее время настоящий феномен. Железнодорожная больница на улице Лаврова – единственное место работы Андрея Владимировича. С 1995 года он врач – анестезиолог-реаниматолог в отделении анестезиологии и реанимации, а с 2008 года – заведующий этим отделением. Удивителен тот факт, что и его отец, Владимир Александрович Бурмин, почти сорок лет жизни посвятил мичуринской «железке», начав трудиться в лечебном учреждении с момента его открытия, в 1970 году. Сразу вокруг Андрея Бурмина образовалась сплочённая команда не просто докторов, а настоящих единомышленников, которая первой в Тамбовской области освоила видеоэндоскопические операции. И спустя 25 лет это не просто коллектив, а настоящая семья, члены которой понимают друг друга без слов, делят друг с другом радость и печаль. И, конечно, вторая онлайн-встреча – в кабинете заведующего отделением анестезиологии и реанимации стационара «РЖД – Медицина» города Мичуринска.

– Специальность анестезиолога-реаниматолога, вероятно, одна из самых сложных в медицине. Он всегда оказывается лицом к лицу с пациентами в критическом состоянии, сопряжённом с потерей жизни. Что помогает лично вам выстоять на этом рубеже – рубеже жизни и смерти?
– Думаю, что не ошибусь, если скажу, что в анестезиологии и реанимации в большинстве своём верующие люди. Несмотря на владение в совершенстве навыками интенсивной терапии, использование современного реанимационного оборудования, реаниматолог, как никто другой, понимает, что есть вещи, которые зависят не от него. А значит есть некие высшие силы, Бог, Дух. Есть вера – она и помогает. Вообще-то у каждого человека своя дорога к Богу. У кого-то через раскаяние, у кого-то через страх и душевные страдания, у кого-то на коленях, а у кого-то с прямой спиной и гордо поднятой головой. А вот если ты с двадцати трёх лет каждый день лицом к лицу со смертью, то этот путь, путь к Богу, становится прямее и короче… Бог един, но у каждого он свой… как понятие Родины – у кого-то это звёзды Кремля, а у кого-то ландыши в саду и аромат бабушкиного пирога. Так у кого оно правильнее?

* * *

Основатели медицинской династии Бурминых – Владимир Александрович и Татьяна Александровна – не только настоящие профессионалы, но и сильные люди, которые стали примером для подражания, создали особую атмосферу, где дети принимают решение пойти по стопам родителей. Наш собеседник, их сын, – наследник родительской профессии. Он сумел встать в центре семьи, в династии которой восемь врачей разных профессий, а в общей сложности почти 200 лет служения людям. Его жена, Татьяна Александровна Бурмина, – известный в городе врач-гинеколог, а дочь Екатерина – студентка шестого курса лечебного факультета ТГУ имени Г.Р. Державина. И из родительского дома нашего героя – третье онлайн-включение.

– В чём, по вашему мнению, заключается секрет счастливой семейной жизни?
– Секрет? Просто любить друг друга. Правда, это редко кому дано. Считается, что способность любить на грани с психопатологией. Мне нравится выражение Григория Горина: «Любовь – это теорема, которую нужно доказывать каждый день». А я очень эмоциональный сангвиник: хоть в огонь, хоть в воду. И теоремы доказывать люблю! (Смеётся). Хорошо, если есть в семье сила традиций. Я с самых ранних лет помню лица замечательных людей: врачей, инженеров, учёных с широким кругозором, ярким интеллектом, горящими глазами. На меня это окружение производило огромное впечатление, хотел быть на них похожим. Правильное окружение, умное общение – в этом тоже залог будущей счастливой семейной жизни.

– А что вы переняли от родителей и передали детям?
– Не врать, не предавать, не лицемерить, не быть подхалимом, отстаивать своё мнение и честь…

Для меня ведь фраза «династия Бурминых» не просто слова, это ответственность за фамилию. Я своей фамилией очень дорожу. И мои дети это понимают.

* * *

Реализовываться в профессии, в семье, в обществе с такой самоотдачей, с какой это делает доктор Бурмин, может далеко не каждый. Для того чтобы жить не сгорая, недостаточно быть просто стрессоустойчивым, необходимо быть целостной личностью, твёрдо и уверенно стоящей там, куда Господь поставил. Быть человеком, чувствующим эту связь с Богом и осознающим свой долг перед людьми, нежно любящим свою семью и сохраняющим мужество в тяжёлых жизненных испытаниях. Четвёртое онлайн-включение – из домашней кухни героя, которую он считает сердцем своего дома, где можно вместе собраться за ужином, обсудить семейные успехи и проблемные вопросы, а иногда побыть наедине с самим собой, почитать мудрую книгу, посмотреть любимый фильм.

– Работа реаниматолога тяжела не только по своей специфике, но и по степени физической нагрузки. Вы часто работаете сутками. Где находите силы, чтобы как-то физически и психологически сохраниться?
– В работе. Совершенно серьёзно. Правило одно – если то, чем ты занимаешься, твоё предназначение (не профессия, не специальность!), то у тебя всё получается, а если нет – ломаешься. Ну и опыт жизнестойкости мне дали те, с кем посчастливилось работать, – Николай Петрович Поляков, Валерий Фёдорович Щугорев, Вячеслав Николаевич Хорошков, Владимир Николаевич Назаров... Настоящие врачи… А с отдыхом совсем плохо! Но когда выдаётся свободный часок, то читаю, слушаю музыку, смотрю фильмы. А если отпуск, то путешествуем всей семьёй.

– О чём вы ещё мечтаете? Какие вершины хотите покорить?
– Моя вершина – быть в профессии: до конца достойно делать то, чему себя посвятил. А мечта? Сейчас очень много несчастных людей, которые себя потеряли в жизни. Поэтому самая главная мечта – увидеть, что дети нашли своё призвание, свою стезю, и чтобы выбранный путь принёс им счастье.

* * *

Ночь. В отделении анестезиологии и реанимации тихо. На кардиомониторе зелёной линией пульсирует чья-то жизнь: вверх, вниз, вверх, вниз… Ломаный след рисует тонкую чёрточку – грань существования в этом мире и за его пределами.
Слышно, как в соседней палате застонали – кто-то опять бредит от боли. Слышно, как визгливо вскрикнули колёса каталки – кого-то опять привезли. Слышно, как идут настенные часы – чьё-то время истекло... Слышно, как сердце, подключённое к аппарату, плачет и просит… выпрашивает немного времени – времени пожить…
Ярко вспыхивает световое табло «Идёт операция». У операционного стола врач реаниматолог-анестезиолог Андрей Бурмин. Он опять держит чьё-то сердце в руках (в прямом и переносном смысле) и отчаянно надеется вновь выиграть в извечной битве «время пожить».

Автор:Татьяна Алексеева