Вспоминая его историю, мы рассказывали и о коммерческом училище, и о министерской женской гимназии, и о казармах бывшего Томского пехотного полка. Всего не перечесть. Однако сегодня мы хотим поведать вам историю железнодорожного сада, созданного в начале ХХ века и ставшего ещё одним местом культурного времяпрепровождения жителей старого города.
Многие годы считалось, что единственным общественным местом народных гуляний в старосветском Козлове был городской сад. Однако наши предшественники с неменьшим удовольствием проводили свободное время в Железнодорожном саду, находившемся вдоль путей в направлении главной проходной паровозоремонтных мастерских*.
Место отдыха горожан
Так уж повелось, что в начале ХХ века, с развитием сетей железных дорог, некоторые крупные станции стали превращаться в места для гуляний — при некоторых из них открывались железнодорожные сады. Не стал исключением и Козлов, который на рубеже веков уже стал крупным железнодорожным узлом с массой транзитных пассажиров. Именно сюда ко времени прибытия поездов собиралась разнообразная городская публика.
В те годы на станции Козлов было всего два пути: на первый принимались проходящие поезда, на второй — прибывавшие из Камышина и Смоленска. «У станции Козлов-I —
недурненький, огороженный проволочной решёткой садик. Многим сад этот нравится больше, чем городской, — отмечала местная пресса в начале ХХ века. По воспоминаниям современников, три-четыре аллейки в солнечные дни давали прекрасные тени и располагали для прогулок, а скамейки — для отдыха. При входе в сад посетителей встречала живописная клумба, в центре которой располагался фонтан. Некоторое время здесь даже играл оркестр военной музыки, сыпались фейерверки, а по вечерам на деревьях горели разноцветные фонарики. Все эти удобства во множестве привлекали публику, среди которой были не только обитатели рабочей слободки (ныне Рабочий посёлок), но и жители центральных улиц».
Превратности судьбы
Судя по всему, состояние сада напрямую зависело от проявленного внимания к нему со стороны руководства дороги, ведь находился он на землях железнодорожного ведомства.
Так было на рубеже XIX-XX веков. Однако вскоре на станции сменилось руководство и сад постепенно стал приходить в запустение. «Когда-то этот сад считался красою станции. Бывший начальник дистанции господин Бржоско очень заботился о нём и для поддержания порядка в саду держал садовника и сторожа. Теперь не то: сторожа нет, сирень повыломана, фонтан запущен. Сад никем не охраняется и служит пристанищем для хулиганов. Видно, заботливая рука отсутствует, — с грустью констатировала пресса тех лет. — Зато хорошо в саду начальника 3-й дистанции Рязано-Уральской железной дороги Юлия Осиповича Бурнштейна: чистые, усыпанные жёлтым песком дорожки говорят о затраченной для этого сумме, тысячные клумбы ласкают взор господина начальника, напоминая о заграничных курортах».
Увы, развитие технического прогресса повлекло и уничтожение железнодорожного сада. Его вырубка началась в 1910 году. Вскоре на освободившемся месте появилась большая деревянная платформа, по сторонам которой проложили железнодорожные пути.
Очередной удар по тенистому саду был нанесён в 1916 году, когда на станции Козлов началось сооружение третьей пассажирской платформы. «Нельзя без боли в сердце смотреть, как валялись под корень один за другим гиганты-тополя, которые с большим трудом выращивались 30-40 лет. Тяжело видеть, как уничтожается дело людей, которые когда-то, разводя с такой любовью сад, искренне желали на станции создать прекрасный уголок».
Садовый ренессанс
Однако на некоторое время железнодорожному саду всё же суждено было возродиться. На этот раз он возник при квартире начальника Козловского отделения, который приспособил его под общественные гуляния: провёл электрическое освещение, устроил эстраду, на которой два-три раза в неделю играл оркестр.
И это летом 1917 года, после февральской революции, даровавшей гражданам ряд демократических свобод. Кстати, сверхдемократичность поведения отдельных посетителей сада отмечали и современники. По их мнению, это служило существенным препятствием для его посещения добропорядочными главами семейств с жёнами и дочерьми.
Тем не менее, железнодорожный сад продолжал привлекать массу гуляющих, был довольно уютен, хотя и тесноват и не приспособлен для массовых народных гуляний.
По воспоминаниям современников, особенной популярностью он пользовался у пассажиров третьего класса: каждый вечер, заслышав музыку, они высыпали на Привокзальную площадь, загораживая её сундуками, ящиками и мешками. А это, в свою очередь, существенно затрудняло подъезд к вокзалу.
Как следует из опубликованных источников, окончательно железнодорожный сад был уничтожен в 1925 году, когда с бывшего Рогожкина переулка (ныне — Рабочий переулок) прорубили проезд на современную Привокзальную площадь. А ведь было время, когда от тупикового проезда её отгораживали сады, принадлежавшие начальнику службы движения станции Козлов, с одной стороны, и начальника службы пути, — с другой.
Однако у коренных горожан, особенно у людей, родившихся в 1920-х годах, ещё долго сохранялась традиция совершать пешие прогулки от городского сада, расположенного на площади Мичурина, до бывшего железнодорожного. Судя по рассказам старожил, следовали ей вплоть до начала 60-х годов прошлого века. Так была сильна у наших предшественников историческая память…
* Ныне — Мичуринский завод «Милорем»
По воспоминаниям современников, железнодорожный сад некогда располагался со стороны Привокзальной площади и простирался до главной проходной железнодорожных мастерских. Вдоль стройных аллей стояли удобные скамьи со спинками. По вечерам здесь проходили массовые народные гуляния.