Лента новостей
Статья11 ноября 2020, 11:31

Его страсть - водная стихия

Есть в рядах мичуринских тренеров человек с «эксклюзивными» видами спортивной подготовки. Это старший преподаватель кафедры физического воспитания Мичуринского аграрного университета и тренер-преподаватель городской детско-юношеской спортивной школы Юрий Викторович Сушко. Жизнь этого человека порою совершала неожиданные повороты, пока не вырулила на ровную прямую.

Его страсть - водная стихия
Знакомство со спортом у юного жителя Целинограда (ныне столицы Казахстана Нур-Султана), произошло в конце шестидесятых годов. Непоседливого первоклассника записали в секцию прыжков в воду. С этого момента пришлось распрощаться с беззаботным детством. Оказалось, что для красивого полёта в воду продолжительностью в несколько секунд необходима необычайно разносторонняя подготовка. Неспроста эту дисциплину называют ещё балетом в воздухе. От прыгунов одновременно требуются сила, ловкость, чувство баланса, концентрация, развивать которые помогают гимнастика, спортивная акробатика, хореография. Вместе со старшей сестрой-гимнасткой мальчик с удовольствием занимался дома растяжкой, да так в этом преуспел, что до 45-летнего возраста свободно садился на шпагат.

– Тренировки в секции были серьёзные: полтора часа на суше, полтора – в воде, – вспоминает начало пути Юрий Викторович. – А последние четыре года, с седьмого по десятый класс, когда появились хорошие результаты, пропадал в бассейне по пять дней в неделю. Занятие начиналось с разминки, затем шли растяжка, акробатика, отработка сальто на месте в пределах квадрата сорок на сорок сантиметров, прыжки на батуте, прыжки на сухом трамплине, прыжки в воду. С тех пор я усвоил простое правило: чтобы добиться результата, нужны железная дисциплина и серьёзный труд.

Прыжки в воду – травмоопасное занятие. У спортсменов часто страдают суставы, не говоря уже об ударах об воду при неудачном вхождении в неё на финише. Но восторженное чувство полёта и радости преодоления заглушает все опасения.

– Помню невероятное волнение, которое всегда охватывало меня в детстве при выходе на вышку или трамплин. Его во что бы то ни стало нужно было побороть, сконцентрироваться, принять правильную стойку на старте. За неё судьи выставляют первую оценку. А потом стремительно лететь вниз, совершая кувырки, спирали, перевороты. Сложность заключалась ещё и в том, что тренировались мы дома на одно- и трёхметровых вышках, а на соревнованиях в Алма-Ате прыгали с высоты пять и десять метров. Времени на переподготовку отводилось минимум. Но мы справлялись и отрабатывали программу на высоком уровне.

Инженер и педагог

Школьные годы пролетели быстро, пришла пора определяться с профессией. Поначалу выпускник, имеющий первый взрослый разряд по плаванию, не планировал связывать основную деятельность со спортом, а получил, как казалось, надёжное образования инженера-механика и добросовестно прошёл многоступенчатый путь от рабочего до заместителя начальника цеха на крупном заводе Целиноградсельмаш. Однако в девяностые годы предприятие стало готовиться к закрытию, и дипломированный технарь невольно вспомнил о своём спортивном прошлом. Дорога вновь привела его в спортивную школу, но теперь уже в качестве тренера. Вместе с новой должностью пришлось получать и новое образование педагога.

Освежать в памяти спортивные навыки не потребовалось, потому что, куда бы ни заносила судьба активного молодого человека, всюду его включали в школьные, студенческие, ведомственные команды по самым разным видам спорта, включая ещё одно редкое направление - водное поло. Довелось ему дорасти до сборной Республики Казахстан по прыжкам в воду от общества «Спартак» и участвовать в Республиканской спартакиаде.

Но и спортивная школа со временем попала под сокращение. Тогда-то в биографии, а также географии нашего героя произошёл новый поворот, в результате которого он переехал в Мичуринск, где стал педагогом по физвоспитанию Мичуринского государственного аграрного университета. Два десятилетия Юрий Викторович был единственным в городе специалистом по водным видам спорта, вёл занятия по плаванию на базе Кочетовского физкультурно-оздоровительного комплекса «Дельфин» и очень обрадовался, когда на Липецком шоссе открылся ещё один современный бассейн «На волне».

Класс брасса

Руководство городской спортшколы параллельно с основной работой привлекло опытного тренера к обучению плаванию ребятишек от семи до семнадцати лет. Проблем с набором не было. Плавание - жизненно необходимый навык, который с древних времён входил в обязательную программу начального обучения многих стран, возрождается эта традиция и в современной России. Так, в ряде областей в настоящее время успешно внедряется проект для общеобразовательных школ «Всеобуч по плаванию». Его распространение рекомендовано всем регионам.

За два года работы в бассейне Юрий Викторович Сушко привил любовь к воде сотне с лишним мальчишек и девчонок. Ребята успели заработать свои первые юношеские разряды по плаванию, поучаствовать в соревнованиях, встать на пьедестал почёта, закалить характер. Они отвечают взаимностью своему наставнику, который может и пожурить, и пошутить, быть строгим, но справедливым.

Прошлой осенью неожиданно получила продолжение тема водного поло, которым тренер занимался в студенчестве. Руководство города выступило с инициативой развития в наукограде новых спортивных направлений. И Юрий Викторович взялся организовать единственную в Тамбовской области детскую секцию ватерполистов. Подростки 12-15-и лет с удовольствием гоняют мяч по воде. «

– Водное поло – тот же футбол, но только руками и только в воде, – проводит аналогии Сушко. – Динамичность игры захватывает, заставляет отлично работать лёгкие, сердце, наполняет силой мускулы. Там, где есть спорт, движение, нет места болезням и хандре.

Работа с молодёжью заставляет держать форму и самого тренера. Он – бессменный член вузовской команды сотрудников, ежегодно выезжающей на Спартакиаду Минсельхоза России. Кроме плавания, физрук стреляет из пневматической винтовки, метает дротики, показывая хорошие результаты.

Постоянное движение помогает оставаться в тонусе, оперативно решать самые разные задачи, ощущать полноту бытия. Юрий Викторович считает себя счастливым человеком, потому что нашёл своё место в жизни, свою путеводную звезду, занимается важным, полезным и любимым делом, пользуется заслуженным уважением коллег и воспитанников. Ведь главное для него с детских лет – дисциплина и труд!

Автор:Ирина Адам