Лента новостей
Статья17 марта 2021, 09:27

«Времена года»

В этом году празднует 155-летний юбилей со дня основания Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем».

Весна.
Весна.
За свою более чем полуторавековую историю предприятие проходило различные этапы развития. Но, пожалуй, одним из самых сложных стал переходный период, наступивший в начале 1990-х годов. Несмотря на слом эпох, грядущую смену общественно-экономической формации и вызванные ими финансовые катаклизмы, завод удалось сохранить, а за пять месяцев до распада СССР, в августе 1991 года, широко отпраздновать 125-летний юбилей.

Пожелтевшие от времени страницы газеты «Мичуринская правда» хранят рассказ о том, как проходили торжества в обновлённом клубе предприятия: «Передовикам производства и ветеранам труда вручили награды. Для участников собрания был дан большой концерт. Программу вела диктор Центрального телевидения Ангелина Вовк. На сцене заводского клуба выступили также известная эстрадная певица Анне Вески, писатель-сатирик Лион Измайлов и другие».
Но для того, чтобы так радушно встретить гостей и представить им во всей красе место культурного досуга работников предприятия, потребовалось приложить немало усилий.

Комплексный заказ


Накануне 125-летнего юбилея в 1990 году руководством мичуринского завода в творческо-производственный комбинат Воронежского отделения Художественного фонда РСФСР было отправлено письмо. Оно содержало предложение принять участие в оформлении клуба и столовой предприятия после проведённого там капитального ремонта.
Поступивший заказ был комплексным и для его выполнения потребовались услуги художников различных специализаций. Для оформления интерьера помещений необходимо было привлечь бригаду форматоров, которым предстояло создать лепнину на потолках, а также декоративные перегородки из гипса. По задумке живопись и графика должны были освежить интерьеры заводских объектов. Стоит отметить, что авторами картин, до сих пор украшающих стены культурно-спортивного комплекса завода «Милорем», стали заслуженный художник России Андрей Богачёв (1951-2009), Валерий Азовцев (1942-2010) и другие талантливые живописцы Черноземья. Комиссией по распределению заказов воронежской организации ответственная работа была поручена лучшим специалистам.
— Мне было предложено разработать эскизы витражей, — вспоминает Юрий Утенков. — Время было сложное, понимая, что это большой, комплексный заказ, мы предприняли всё, чтобы в наши силы поверили. Пригласили руководство завода в Воронеж, чтобы познакомить с художниками, показать наши творческие и производственные мастерские. Предложение было принято, и уже скоро мы встречали делегацию предприятия. Живое общение принесло свои плоды, в результате были подписаны договоры и утверждены сметы.

Начало работы


Теперь Юрию Васильевичу необходимо было изучить обстановку на месте, и только после этого думать о сюжете и пластическом решении будущего витража. По прибытии в Мичуринск идею художнику подсказала сама архитектура здания клуба.
— Восемь окон композиционно были расположены так, что наводили на мысль объединения их в одну тему, — рассказывает Юрий Васильевич. — Тут же возникла ассоциация с четырьмя временами года. Сделал первые фор-эскизы (первоначальная зарисовка проекта — примечание автора), в которых объединил восемь окон в четыре композиции. Представил своё видение руководству на согласование, идея получила одобрение, и я приступил к разработке эскизов.
Но именно в тот момент, когда судьба столь благоволила художнику, Юрий Васильевич заболел и был госпитализирован.
— Эскизы приходилось делать между процедурами и, надо сказать, они получались весьма удачными, — делится воспоминаниями Юрий Утенков. — Времени на обдумывание сюжета у меня тогда появилось много, что было непривычно, так как, будучи главным художником, я научился работать в плотном и напряжённом графике.
Именно в больничной палате у Юрия Васильевича окончательно созрел творческий замысел. Зима была представлена в композициях «Снежная горка» и «Колядки», весна — «Юноши» и «Девчата», лето — «Урожай» и «На речке», осень — «Свадьба» (здесь один сюжет мастер распределил на два окна).
Интересной находкой художника стало написание на витражах названий месяцев в двух вариантах — более привычном для нас, взятом из римского календаря, и старославянском, исконном для нашей культуры, но уже многими несколько подзабытом. Просинец, бокогрей, протальник, снегогон, травень, хлеборост — вот как красиво и образно именовали наши предки этапы годового цикла.
Как говорится, всё гениальное — просто, и эта идея пришла к художнику тоже совершенно случайно и в обыденной ситуации.
— По композиции написание названий трёх месяцев на декоративной ленте получалось каким-то простоватым и неубедительным, — делится секретом своего озарения Юрий Васильевич. — И вот как-то, зайдя в контору ЖЭКа, я увидел висевший на стене прошлогодний народный календарь. Сотрудникам учреждения он был, собственно, не нужен, поэтому, когда я попросил подарить его мне, они без сожаления расстались с бесполезной уже бумажкой, а я получил бесценную информацию для завершения части композиции. Теперь не только формальное композиционно-геометрическое наполнение витражей было готово, но и решена другая задача — просветительская.
Это та подготовительная часть работы, над которой мастер корпел в основном один.

Творческий союз


Далее к делу более активно подключилась и супруга Юрия Васильевича, член Союза художников СССР (1990) Лариса Утенкова, ставшая соавтором уникального произведения, и поныне украшающего оконные проёмы второго этажа культурно-спортивного комплекса завода «Милорем».
Лариса Игоревна по специальности — художник декоративного искусства, сегодня это направление принято называть дизайном среды. А Юрий Васильевич — художник монументально-декоративного искусства. Такой сплав талантов и умений двух мастеров позволил решать нестандартные задачи.
— Мы как связка альпинистов, — образно сравнивает творческий союз с супругой Юрий Утенков. — Один идёт первым, другой страхует. Второй также должен быть хорошо подготовленным. Эскизная часть композиций ложится, как правило, на меня, но всё обсуждается, и решение принимается, когда все сомнения развеяны, а воплощение происходит уже в «четыре руки».
На этапах исполнения картонного шаблона в натуральную величину, разметки стекла по нему, подбора материла по цвету и его резке супруги Утенковы занимались созданием произведения вместе.
— В Мичуринске на заводской базе отдыха нам выделили помещения для работы и жилья, — вспоминает Юрий Васильевич. — Это было напряженное, но и очень интересное время. Благо, было лето, за окном стояли длинные световые дни, но пятое августа, на которое планировалось празднование 125-летия предприятия, было уже не за горами. Согласно договору, витражи к этой дате должны были быть установлены. Однако процесс тормозили неучтённые нюансы. Чтобы добиться нужного цветосочетания, нам пришлось применять технику наложения двойных стекол. А это значит, каждый элемент нужно было вырезать дважды. Вместе с потерянным временем увеличился и расход материала. Но всё это выяснялось уже в процессе работы вместе с желанием сделать витражи более выразительными. К сожалению, заранее предвидеть внештатные ситуации нельзя.
Однако художники не впали в отчаяние и не поддались панике. Они составили график и призвали на помощь друга — архитектора, ведущего специалиста одного из проектных институтов в Харькове Александра Яковлева (1946-2007). Он в те годы хотел познакомиться со спецификой создания витражей на практике,
и вот, наконец, ему выпал такой шанс. Благодаря усилиям нового творческого союза за день-два до празднования заводского юбилея витражи были установлены.
— Нас пригласили на концерт, организованный в честь 125-летия предприятия, — делится приятными воспоминаниями Юрий Васильевич. — Мы видели, что витражи создали соответствующее настроение, зал преобразился, а это означало, что наши усилия были не напрасны.
Вскоре после выполнения заказа перед семейным тандемом Утенковых руководством предприятия была поставлена новая задача: придумать оформление для ещё одного заводского объекта, расположенного на улице Парковой, где предполагалось создание молодёжного центра. Но это уже другая история, которую мы расскажем
в одном из следующих номеров.

Весна.
Зима.
Лето.
Осень.
Лариса и Юрий Утенковы.
Весна.
Автор:Денис Ерёмин