Лента новостей
Статья10 декабря 2011, 01:00

28 русских спартанцев

28 русских спартанцев

В этом году исполнилось 70 лет со дня беспримерного подвига героев-панфиловцев

"Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва" - этими словами политрука Клочкова в историю Великой Отечественной войны навсегда вписан бессмертный подвиг панфиловцев, не пропустивших врага к столице нашей Родины.

В ноябре 1941 года группа истребителей танков 2 взвода 4 роты 1075 полка 316 стрелковой дивизии (командующий дивизией генерал-майор Иван Васильевич Панфилов) вступила в неравный бой с десятками немецких танков и автоматчиков. Командир взвода Д. Ширматов был накануне боя ранен, его эвакуировали в тыл, поэтому командование принял помощник командира взвода И. Добробабин.
В течение 3-4 часов с начала боя он командовал панфиловцами и сумел грамотно подготовиться к встрече противника. Бойцы заранее вырыли пять окопов, укрепили их шпалами, подготовили оружие (винтовки, пулемёт, противотанковые гранаты, бутылки с зажигательной смесью, два противотанковых ружья).
Утром немецкие автоматчики пошли в атаку на деревню Красиково. Когда они показались перед окопами панфиловцев, Добробабин подал условный сигнал, и наши солдаты открыли огонь со 100-150 метров. Десятки гитлеровцев были уничтожены. Затем бойцы отбили вторую атаку пехоты, сопровождавшуюся артобстрелом. Чтобы сломить упорство небольшой горстки людей, немецкое командование отправило против них два танка в сопровождении автоматчиков. Один немецкий танк панфиловцы подожгли. Наступила короткая передышка.
А после полудня - очередная атака. Немцы открыли артиллерийский огонь, против бойцов вновь выдвинулись танки, причём развёрнутым фронтом, волнами, по нескольку машин в группе. В это время в окопах было всего 29 человек. Смалодушничал только один. Он поднял руки вверх. Несколько гвардейцев, не сговариваясь, без команды выстрелили в труса и предателя.
Начался смертельный бой с бронированными машинами. На окопы, в которых укрывались русские воины, одновременно надвигалось 20 танков. Чтобы действовать наверняка, приходилось подпускать танки поближе, выскакивать из окопов и бросать гранаты и бутылки с зажигательной смесью прямо под гусеницы. Поддерживая боевой дух, политрук Клочков сказал: "Ничего, ребята. Это меньше, чем по одному на брата".
Отчаянно, один за другим бойцы отдавали свои жизни, но и вспыхивали и горели подбитые ими танки. 14 бронированных машин было сожжено, десятки гитлеровцев уничтожено. Для оставшихся в живых 15 бойцов наступила последняя короткая передышка.
По воспоминаниям оставшегося в живых панфиловца И. Васильева, во время очередной атаки на окопы двинулось 30 танков. Тогда, обращаясь к бойцам, политрук Клочков сказал свои знаменитые слова: "Видно, придётся нам всем умереть. Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва".
И они не отступили. Главный бой длился 40-45 минут. 28 героев более чем на четыре часа задержали прорыв крупной немецкой танковой группировки к Москве, уничтожили значительно превосходящие их силы противника и позволили советскому командованию отвести войска на новые рубежи и подтянуть резервы.
Бой под Дубосеково вошёл в историю как бессмертный подвиг 28 панфиловцев, каждому из которых было присвоено звание Героя Советского Союза. Их мужество и верность Родине были воспеты в песнях и прозе, запечатлены в бронзе и граните.
Об этом подвиге студентам аграрного колледжа напомнили руководитель музея воинской памяти школы №7 Н.И. Ралдугина и сотрудники читального зала Центральной городской библиотеки на часе мужества, посвящённом 70-летию со дня последнего боя панфиловцев у разъезда Дубосеково.
Дань уважения к памяти павших героев отдали и актёры Мичуринского драматического театра. Стихотворные строки о мужестве и героизме славных сынов Отечества прочитала В.Л. Дзидзан, поэтический диалог солдата-ветерана и молодого бойца воплотили на импровизированной сцене В.В. Войцеховский и В.В. Новосельцев.
В настоящее время стало привычным подвергать сомнению всё и вся. Героев-панфиловцев не минула эта участь. Находятся архивисты и исследователи, которые утверждают, что не произошло ничего героического под разъездом Дубосеково. Дескать, не было подвига как такового, были лишь достойное уважения выполнение своего долга перед Родиной и отвага, проявленная в те годы многими солдатами. Что ж, скрижали истории, несомненно, хранят безмолвные свидетельства героизма воинов, оставшихся безымянными, да и невозможно, наверное, воспеть подвиг каждого. Однако для потомков, живущих под мирным небом благодаря известным и неизвестным бойцам Великой Отечественной, все они - герои, равно как сражавшиеся ради свободы Отечества и навсегда оставшиеся на подступах к Москве панфиловцы.

Автор:Елена Шамова