Лента новостей
Статья25 января 2014, 01:00

900 дней и ночей

27 января 1944 года, ровно 70 лет назад, небо над городом-героем Ленинградом озарилось победным салютом. Это был салют в честь полного освобождения города от блокады, длившейся 900 дней и ночей, в честь героических защитников Ленинграда, выживших в блокадном аду, а также в честь тех, кто не пережил блокаду, кому так и не довелось увидеть родной город в блеске праздничных огней. Тогда, 27 января, 70 лет назад, разноцветные сполохи красиво отражались на льду молчаливой Невы, на её гранитных парапетах. А люди, по свидетельству очевидцев, плакали. Плакали и от горя, и от радости. Ведь впервые за 900 дней блокады они открыто, не опасаясь бомб и снарядов, смогли выйти на улицы израненного, но всё ещё живого города.Да, именно в этот день рухнуло, окончательно рассыпалось под натиском советских воинов вражеское кольцо блокады вокруг Северной столицы.

Блокада Ленинграда… Всего два слова, а сколько за ними боли, страданий, горя. 900 дней и ночей город задыхался во вражеском кольце. Каждый день смерть в упор смотрела в глаза каждому ленинградцу. С самого начала войны Ленинград был одним из важнейших объектов в планах главарей гитлеровской Германии. Они намеревались захватить его раньше, чем Москву. Можно представить, как даже само название города было ненавистно фашистам. Уже 30 августа 1941 года они вышли к Неве, а 4 сентября на улицах и площадях Ленинграда разорвались первые снаряды. 8 сентября 1941 года, захватив Шлиссельбург, гитлеровцы обрушили на город первый массированный удар. Именно этот день – 8 сентября 1941 года – считается днём начала блокады. С этого дня обстрелы и бомбёжки не прекращались ни на один день. Тогда, в начале сентября, фашистские стратеги не сомневались, что смогут захватить город штурмом. Они предвкушали скорую победу, мечтая о том, как пройдут по Дворцовой площади, будут пировать в гостинице «Астория». Но не случилось. Более сорока отборных немецких дивизий, топтавших своими сапогами мостовые Парижа, Варшавы, Белграда и других европейских столиц, неожиданно для себя натолкнулись на непреодолимую преграду. Здесь, у стен Ленинграда, гитлеровская военная машина, не знавшая до сих пор поражений, явно забуксовала. А вскоре небывалый героизм и самоотверженное мужество защитников города принудили врага отказаться от надежды с ходу овладеть городом Ленина. И 25 сентября 1941 года немцы перешли к обороне. С этого дня им уже не удалось сделать ни шагу вперёд. Вот тогда-то Гитлер решил уничтожить Ленинград, стереть его с лица земли. Об этом говорилось в секретной директиве немецкого штаба. Вот её перевод: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено тесно блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сровнять его с землёй». Этот бесчеловечный приказ своего фюрера немецкие солдаты взялись исполнять рьяно. Методично, улица за улицей, район за районом, обстреливали фашисты один из красивейших городов Европы, сея смерть и разрушения. До сих пор на одном из домов по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге висит табличка с надписью: «Внимание! При обстреле эта сторона улицы наиболее опасна!». Эта табличка – постоянное напоминание нам, современникам, о том, что творилось здесь в годы блокады, о муках ленинградцев и вечный призыв к совести человечества как постоянное обвинение фашизму. Обстреливали фашисты город шрапнелью, это делалось специально, чтобы больше людей убить. Чаще стреляли по ночам, чтобы застать спящих жителей города врасплох. Иногда обстрелы длились по 18-20 часов подряд. Только за три первых месяца блокады – сентябрь, октябрь и ноябрь 1941 года – воздушная тревога объявлялась 251 раз.
Но в арсенале фашистских извергов имелось оружие не менее страшное - голод. Именно его костлявой рукой надеялись они сломить сопротивление города-воина. Действительно, перебои с продуктами начались уже в сентябре. А скоро продовольствия, хлеба стало катастрофически не хватать. Уже с начала сентября 1941 года пайки были урезаны. Всего же за осень – начало зимы 1941 года паёк сокращался пять раз. В ноябре появилось страшное слово «дистрофия». Только в этом месяце от голода умерло более одиннадцати тысяч человек. А 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба дошла до 125 граммов. Как проникновенно и точно написала об этом поэтесса-блокадница Ольга Берггольц:
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнём и кровью пополам…
Да и хлебом было трудно назвать ту тёмно-коричневую липкую массу, наполовину состоявшую из примесей. Пытаясь заглушить муки голода, люди ели столярный клей, глицерин, варили кожаные ремни. Вскоре началась цинга. И всё это на фоне ужасов блокадного быта: не действовало отопление, не было света, вышел из строя водопровод, замер городской транспорт. Небывало холодной, морозной была та первая блокадная зима 1941-1942 годов. Только за эту зиму город потерял больше жителей, чем армии американцев и англичан за всю военную кампанию.
Но город жил! Более того, ленинградцы работали из последних сил. Голодные, замёрзшие, держась за стены домов, еле двигаясь, медленно, но упрямо шли героические жители блокадного Ленинграда к своим станкам, на свои рабочие места. Многие не доходили – падали замертво в снег. Сердце обливается кровью, когда читаешь воспоминания чудом выживших блокадников. А есть и свидетельства тех, кто не выжил в блокадном аду, но оставил нам своё завещание. Имя маленькой ленинградки Тани Савичевой известно миллионам людей. Всего несколько строк написала она карандашом в своём блокноте. Но в этих строках, в каждом слове – страшная трагедия не только семьи Савичевых, но и всего блокадного Ленинграда. Голодная, измученная девочка по имени Таня день за днём писала в блокноте как… умирали её родные: бабушка, брат, два дяди, мама. И вот последняя запись: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Крупные по-детски разъезжающиеся в разные стороны буквы. А за ними – горе, слёзы, страдания, боль. Невозможно без слёз говорить и писать об этом. И какими извергами, нелюдями надо быть, чтобы творить такое. Таню Савичеву сумели вывезти из блокадного города, но спасти не смогли: подорванный организм девочки не вынес тягот блокады.
Лишь в ноябре 1941 года смогли наладить тоненькую артерию, которая не давала замереть ослабевшему пульсу измученного блокадой города. Это была легендарная Дорога жизни, проходившая по Ладожскому озеру. Только в январе 1943 года в ходе упорнейших боёв блокада была прорвана, Ленинград был надёжно соединён с большой землёй. Но ещё целый год фашисты удерживали блокаду, бомбили и обстреливали город.
Есть в Ленинграде – Санкт-Петербурге святое для всех петербуржцев место. Здесь всегда тихо… Здесь люди молчат… Здесь говорит история… Здесь говорит подвиг… Место это – Пискарёвское мемориальное кладбище, где в братских могилах захоронены доблестные защитники города на Неве, города Ленина. Если вы собираетесь посетить Санкт-Петербург, обязательно побывайте здесь, отдайте дань памяти погибшим в годы блокады ленинградцам. Понять, что такое ленинградская блокада невозможно, не побывав на Пискарёвском кладбище, не почувствовав его пронзающей сердце тишины.
70 лет минуло с того памятного дня, когда над Ленинградом взвился салют, знаменующий окончательное снятие блокады. 70 лет над славным городом на берегах Невы проносятся дожди и снегопады, 70 лет над ним сияет солнце и мерцает звёздное небо. Неумолимо летят годы, отдаляя от нас то время, когда Ленинград был фронтом, а каждый его житель – бойцом. Но с каждым годом всё яснее и отчётливее становится значение подвига, совершённого ленинградцами в дни блокады, сорвавшего планы коварного врага. Именно невиданные стойкость, мужество, самоотверженность защитников Ленинграда приблизили час всенародной Победы над фашизмом. Мы, живущие в ХХI веке, восхищаемся и гордимся вашим подвигом, защитники Ленинграда.

Автор:Елена Гурьева