Лента новостей
Статья15 октября 2016, 00:00

Ах, водевиль, водевиль, водевиль...

Свой юбилейный, 120-й, сезон Мичуринский театр драмы встречает в очень непростых условиях

Сцены водевиля. Фото из архива МТД.
Сцены водевиля. Фото из архива МТД.

Нет, что касается производственной загруженности, то для труппы её вполне хватает; в течение нескольких осенних недель с актёрами занимались прекрасные мастера, профессионалы, опытные педагоги и режиссёры-постановщики московского Театра наций Евгения Миронова. И это была пусть невероятно сложная, но целиком захватывающая творческих людей работа, скромно именуемая лабораторной, но так далёкая от той лабораторной тишины и стерильности, какая может возникнуть в нашем воображении...
- Пахали с утра до вечера с небольшими перерывами, - улыбается знакомый артист. - Вживались в новые необычные роли, пели, танцевали, импровизировали, осваивали огромные куски текстов, играли короткие сценки и спектакли целиком. Всё - под пристальным и взыскательным присмотром наставников. Это была классная учёба!
Впереди у МТД обменные гастроли с Мордовским национальным драматическим театром. В столицу Мордовии - город Саранск - мичуринцы повезут удостоенный почётной областной награды спектакль «Три мушкетёра» («Подвески для королевы»), а также ставший премьерным в юбилейном сезоне водевиль «Под крышами Парижа» и детские постановки. Ещё на очереди - выпуск новых серьёзных премьер и бенефисный показ «Идеального убийства» с виновницей торжества - заслуженной артисткой России, юбиляром Викторией Дзидзан в главной роли. А там вновь выезды, разъезды, встречи, театральные вечера с привлечением широкой публики...
- Всё было бы хорошо и всё прекрасно, - говорит директор театра, заслуженный работник культуры РФ Галина Попова, - если бы не отзвуки тех масштабных финансовых потрясений, которые ощущаются, пожалуй, во всех сферах... Не от хорошей жизни нам в этом сезоне и открываться-то пришлось тем, что попроще, что не требует больших затрат, пышных декораций, стильных костюмов... Строим репертуар сезона сообразно своему материальному положению, а оно пока, прямо скажем, незавидное...
Пожалуй, этого объяснения администратора вполне достаточно для того, чтобы понять (и оправдать!) выбор первого спектакля нового сезона - непритязательного водевиля «Под крышами Парижа» - некогда созданного известным французским комедиографом XIX века Эженом Лабишем. Сказав «известным», мы не оговорились и не погрешили против истины. Чего стоит хотя бы вызвавшая такой фурор его знаменитая «Соломенная шляпка», в которой блистали в своё время непревзойдённые звёзды театра и кино Людмила Гурченко, Андрей Миронов, комедия, которая и сегодня идёт в самых престижных театрах, уверенная в необозримом продолжении своей сценической жизни...
Для веселья, создания зрителю хорошего настроения, просто улыбок и смеха, которые нужны всегда, как жизненно важные витамины, и призван водевиль. Тонкие, как лезвие шпаги, остроты, пикантные - пусть и на грани фола - куплеты, зажигательная музыка, интрига и непредсказуемый финал - вот классический коктейль традиционного французского бурлеска. Оля-ля! По этому рецепту и строил спектакль приглашённый из Нижнего Новгорода опытный режиссёр (он же вузовский театральный профессор) Андрей Андреев. Не забудем: вкупе с давним другом мичуринского театра - талантливым тамбовским композитором Романом Бажилиным и московской художницей-сценографом Татьяной Машковой.
Чуть ли не вся труппа МТД побывала в премьерный вечер на сцене, блистая в обоих действиях более чем в меру сил и возможностей, но стараясь доставить зрителю своей игрой как можно больше наслаждения. И это им удалось!
В «Пощёчине» был на удивление виртуозен в роли Регала ранее казавшийся мне чересчур сдержанным и скупым на эмоции артист Сергей Холкин, здесь показавший незаурядное комическое дарование, плескавшееся в каждой мизансцене. Два героических фингала под его глазами, глазами худенькой жертвы обстоятельств - следы незаслуженных обид, полученные от дамы в старинном омнибусе, а затем у неё дома, - это крик оскорблённой души на фоне абсолютно невозмутимой сытой физиономии отца семейства Легренала (актёр Андрей Присницкий). Сыграно всё без нажима и дешёвого подмигивания зрителю (пойми, мол), а потому вызывает должный эффект - от простого человеческого сочувствия до гомерического хохота... В унисон с мужскими «партиями» потрясала зал рвущейся на простор женской экспрессией актриса Людмила Новикова (дородная супруга барина, госпожа Легренал). Уж ей-то отвесить пощёчину что «собаководу» Регалу, что собственному муженьку - дело привычное. Берегитесь женских чар и женской кары, проштрафившиеся мужики! Дуэт, точнее, трио, если следовать логике режиссёрской задумки - чтобы актёр был на переднем плане, - состоялось!
Загадочным преступлением, в котором правые и виноватые то и дело меняются местами, а само злодеяние больше походит на вымысел, отмечено второе действие водевиля, названное «Убийство на улице Лурсин». Хитросплетения там не случайны: драматург Эжен Лабиш недаром слыл большим мастером по части создания комических лабиринтов, таинственных и сложных, не менее детективных сюжетов. И здесь отменно справились с заданными по роли обстоятельствами уже знакомый нам Андрей Присницкий (он же Мистенгю). В удачном партнёрстве с ним под маской наивности, граничащей с дурачеством и глупостью, всесторонне проявляют себя, а значит, «препарированных» героев, артисты Андрей Зобов (недотёпа Ланглюме), жеманная простушка, живущая в призрачном мире моды и простеньких увеселений жена Мистенгю - Норина (до мелочей угадываемый тип таких примитивных хохотушек преподносит актриса Ирина Дубровская), не теряющиеся даже в эпизодах наделённый завидной дикцией актёр Эльдар Касумов (Слуга) и точно ставящий акценты по роли артист Андрей Прокудин-Горский (Потар).
Комедийной премьерой - конечно, ещё нуждающейся в «отшлифовке» именно водевильными нюансами в музыке, пении, репликах - Мичуринский театр драмы лишний раз подтвердил широту своего жанрового диапазона, обрадовал благодарного зрителя перспективой дальнейших интересных постановок, наконец, внёс долгожданное оживление в культурную жизнь наукограда. За что заслужил и цветы, и долго не смолкающие аплодисменты, и неоднократные вызовы актёров...
Опущен занавес. Но не меркнет свет театральной рампы. Любимый многими поколениями мичуринцев особняк на улице Гоголевской продолжает манить к себе волшебной красотой, имя которой - Его Величество Искусство!

Автор:Валерий Аршанский