Лента новостей
Статья11 сентября 2012, 01:00

Сельхозобразование - с пелёнок

Сельское хозяйство испытывает нехватку кадров.Агрономические факультеты, как правило, не пользуются популярностью у абитуриентов. Школьники порой не отличают фрукты от овощей, не знают названий распространённых в их регионе пород деревьев и кустарников. Скоро всё будет по-другому. С прошлого года на Тамбовщине получил распространение масштабный проект "Непрерывное агробизнес-образование", первая ступень которого рассчитана на дошкольников. Пока в нём участвуют 30 школ, 11 колледжей, а с недавнего времени и Заворонежский детский сад. В дальнейшем ожидается, что к нему присоединятся и остальные дошкольные и средние учебные заведения области. Авторы программы - коллектив сотрудников Мичуринского агроуниверситета.

"Необходимо с раннего возраста готовить детей к предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства, - объясняет проректор по непрерывному образованию МичГАУ Елена Сергеевна Симбирских. - Малыши из Заворонежского детского сада уже побывали на экскурсиях в фермерских хозяйствах и сами попробовали вырастить первый урожай на грядке. Наши учёные выбрали очень нестандартные сорта, например, маленькие китайские помидорчики необычного цвета, необычной формы, чтобы ребятам было интересно. Дети принимают непосредственное участие в работе - берутся за лопатки и леечки. И пусть не все ещё умеют копать и правильно ухаживать за растениями, им помогают старшие - студенты и преподаватели университета и, конечно, родители". Школьники начальных классов тоже готовятся набраться опыта на пришкольных участках, ухаживая за цветочно-декоративными растениями и сельскохозяйственными культурами. Работа на земле сформирует базовый набор знаний.
Для средних классов разработаны учебные модули прикладного характера буквально по всем дисциплинам, начиная с математики и заканчивая географией. На уроках обществознания школьников знакомят с правовыми основами агробизнеса, на химии - с экологическими основами ведения сельского хозяйства. Большое внимание уделяют технологии возделывания и переработки овощей и фруктов.
Учащиеся старших классов сообща пишут образовательный проект на заранее выбранную тему. Направления самые разные: магазин натуральных продуктов в школе, бизнес-огород в школе, питомниководство в школе и так далее.
Пока от нашего города и района в проекте участвуют средняя школа №1, Заворонежская школа и лицей-интернат. Первые две выбрали проектную деятельность по профилю "Бизнес-ремесло в школе", которая предполагает производство и продажу сувенирной продукции. Подключить к процессу можно учебный комбинат, располагающий деревообрабатывающим оборудованием. Кроме того, первая школа займётся ландшафтным дизайном: год уйдёт на изучение теории, а затем ребята перейдут к практике. А вот лицеисты никогда не искали лёгких путей. Они остановили свой выбор на такой сложной теме, как "Производство безвирусного посадочного материала", предполагающее выращивание слаборослых клоновых подвоев яблони. Для этого в учебном заведении будет создана специализированная лаборатория. Проект требует серьёзного финансирования.
Всего в соавторстве с учителями школы №1 преподаватели агроуниверситета подготовили 78 учебно-методических пособий для учащихся 4-11-х классов. Рецензентами выступили представители Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования.
Дело остаётся за малым: успешно внедрить новые образовательные модули в отлаженный учебный процесс. И тогда через десять - пятнадцать лет можно будет говорить о положительной динамике в развитии сельского хозяйства.

Автор:Ирина Васильева