Лента новостей
Статья7 декабря 2013, 01:00

Аттракцион маленьких звёзд

На манеже танец с зонтиками.
На манеже танец с зонтиками.

С виду Галина Михайловна Кондратьева - человек незаметный. Присядет на Пятой Кочетовке с соседками на лавочку возле дома №66 по улице 7 Ноября, за тётушками не сразу и увидишь. Не то чтобы её приятельницы были дамами дородными, каких-то особо выдающихся размеров, просто сама Галина не вышла ростом. За дюймовочкину наружность полвека тому назад она ребёнком получила статус инвалида детства. Сейчас, в полвека с небольшим, её рост метр и тридцать два сантиметра. А было ещё меньше: чуть-чуть она прибавила, уже уйдя на пенсию. Выходит, и взрослый человек иногда может меняться в росте, причём не только уменьшаться, но и тянуться вверх. Но разве в сантиметрах дело? Жизнь этой миниатюрной женщины так же, как и её сестры Людмилы, супруга Владимира, насыщена богатыми событиями, и толикой которых не смогут похвастаться многие из обывателей. Все трое -представители редкой, таинственной и сказочной профессии – артисты цирка!

От печали
до радости

На жизнь Антонины Михайловны - мамы Галины и Людмилы - выпали тяжёлые испытания. Счастливая семейная жизнь неожиданно рухнула: ушёл из жизни супруг, оставив молодую жену с двумя дочками. Не успела она оплакать потерю родного человека, как новая беда: врачи поставили её девочкам неутешительный диагноз. Эскулапы подтвердили самые серьёзные опасения женщины в том, что очевидное отставание в росте малышек - не временное явление, а неизлечимая болезнь. Жизнь матери превратилась в борьбу за каждый миллиметр своих детей: возила их в столицу, водила по врачам, покупала дорогостоящие лекарства. Девчушки-невелички ж в том, что малы, не видели особенной беды, смотрели на мир широко раскрытыми глазами, старались везде успеть, как можно больше узнать, всему научиться.
В семь лет первоклассница Галя вместе со своей сестрёнкой третьеклассницей Людой пришла в клуб им. В.И. Ленина. Детей магнитом тянула расположенная здесь цирковая студия, где занимался с ребятнёй приехавший в Мичуринск из Питера артист цирка Юрий Дьячков. Это было особенное место. Обычные школьники, переступая порог заветной комнаты, становились участниками таинственного процесса: они с помощью иллюзий, пластики тела, ловкости движений приобщались к самому зрелищному из искусств. Юные артисты со своей цирковой программой выступали на различных площадках города, в клубах, школах, драматическом театре, на Привокзальной площади, гастролировали по Мичуринскому району. Самым популярным номером мичуринского детского цирка был акробатический этюд гибких и изящных сестёр Кондратьевых. Под дружные аплодисменты зрителей на обычном письменном столе ловко, артистично крошки проделывали свои гимнастические трюки. В течение семи лет Галя с Людой занимались в студии, параллельно посещали хор и хореографический кружок. Все дни, включая выходные, были расписаны по минутам. Девочки мечтали стать не самодеятельными, а самыми что ни на есть настоящими артистками. Юрий Дьячков, видевший в воспитанницах большой потенциал, всячески поддерживал их в этом.

Цирк, цирк, цирк!

После окончания школы сначала старшенькая – Люда, а вслед за ней и Галя направились в Москву. Способных девушек охотно приняли в Союзгосцирк. Сестрички стали членами музыкального эксцентрического аттракциона, где все артисты были, как на подбор, маленького роста. Новенькие быстро влились в коллектив: вместе с другими членами аттракциона исполняли эстрадные песни, участвовали в хореографических постановках. Зрители заворожённо смотрели на очаровательных, казалось, оживших и сошедших с витрин магазина изящных куколок с зонтиками, на словно выскочивших из сказок Андерсена, гарцующих под музыку подтянутых солдатиков в блестящих мундирах, киверах со страусиными перьями, на грациозно вальсирующих миниатюрных дам и кавалеров. Маленькие человечки представали перед заворожённой публикой то воздушными, романтичными, то боевыми, удалыми. Чего стоила разудалая кадриль, а как хорош был виртуозный, динамичный спортивный танец-каратэ. И только его исполнители знали, сколько шишек, ссадин, синяков, растяжений получили они при его подготовке.
Колоссальные физические нагрузки, обязательные четырёхчасовые репетиции, после которых - выход на арену, ежедневно по нескольку представлений, работа с одним лишь выходным, шесть дней подряд! Жизнь на колёсах, труд на износ, когда после репетиций нет сил даже на еду: единственное желание артиста – прилечь и вытянуть гудящие измученные ноги – таким было счастье сестёр Кондратьевых. Они не мыслили себя без цирка, не знали большей награды, чем переполненные залы пришедших на представление людей. В чём-чём, а в последнем недостатка не было: в каком бы городе ни выступали, всегда являли своё мастерство народу под прицелом множества восторженных взглядов. Люди смотрели шоу, сидя не только на отведённых для этого местах, но и на порожках, стоя, облокотившись на бортики манежа. По залу то и дело разносились крики «Браво!». Артисты маленького роста в эти моменты ощущали себя большими, почти что всемогущими, а девушки ещё и королевами.
Наряды для стройных, подобно фарфоровым статуэткам ладно сложенных малышек, как и для всей творческой братии, шили в специальных цехах. Каждый украшенный каменьями, блёстками костюм стоил в несколько раз больше, чем заработная плата рядового человека. Мастера манежа, придерживаясь множества негласных правил, таких, например, как никогда не поворачиваться спиной к арене, не класть рекламные плакаты на стол, особо строго соблюдали главное табу: ни при каких обстоятельствах не сидеть в костюме. Такое поведение считалось оскорблением сценического одеяния, которое ослепляло своей красотой. В советские годы, когда одежды у людей были похожи одна на другую и главным достоинством их считалась скромность, костюмы цирковых артистов казались сказочными. А как чудесны были туфельки, которым позавидовала бы сама Золушка! Их тоже создавали штучно, ведь ни в одном из магазинов не отыскать ярких лодочек двадцать девятого или тридцатого размера с 10-15 сантиметровыми шпильками. И в жизни вне манежа мастера цирка из музыкального аттракциона выглядели модно, стильно. Всё, от плаща и до чулок, они старались приобретать себе в Румынии, Болгарии, где часто бывали на гастролях. Артисты всё время были в дороге, посетили множество городов России, республик СССР, страны Европы.

Дези, Джесси,
Джуля...

Вскоре у сестёр Кондратьевых появился свой собственный уже не танцевальный номер. Придумала и подготовила его Галина. Девушка решила заняться дрессировкой. Дилеммы, за воспитание каких животных взяться, не стояло. Галя и Люда когда-то завели себе щеночка: карликового пуделя по кличке Дези. Потомство кудрявой красотки, а также сама собачка и стали артистами оригинального жанра. Дези, Джесси, Джуля и другие мохнатые питомцы (все на букву «Д») где бы ни появлялись, сразу оказывались любимцами публики. Дрессировщицы старались распознать таланты каждой из своих маленьких по размерам (в некоторых из собачек не было и 30 сантиметров), но очень сообразительных воспитанниц. Одному модно подстриженному серенькому пудельку удавались больше всего высокие прыжки, другому - балансировать на неустойчивых предметах, третий мог делать стоечки, ходить на двух лапках. В итоге искусное соединение умения каждого становилось залогом прекрасного представления. Со своими подопечными Галина и Людмила легко находили общий язык. В методике кнута и пряника использовался только последний. Да и другие дрессировщики бережно относились к вверенным им животным. Кондратьевым довелось работать со знаменитыми укротителями хищников Багдасаровыми, Запашными, с автором конного шоу А. Соколовым… Членам музыкального аттракциона вообще везло на интересных людей. Они общались со многими известными личностями. А Юрий Никулин, испытывая особую приязнь к творчеству маленьких артистов, охотно покровительствовал им.

С другой
Галактики?

Взрослые люди с ростом детей пользовались симпатиями зрительской аудитории. Сначала народ приходил просто посмотреть на диковинных человечков, а потом, восхитившись увиденным, проникался к ним уважением. Встречались, правда, чудаки, которые принимали артистов метр с кепкой за прилетевших с других планет существ. Галина вспоминает случай, как на гастролях в Бишкеке с ними жаждал знакомства один молодой человек.

Добившись желаемого, парень на полном серьёзе интересовался, в какой галактике находится планета лилипутов, как гости прибыли к землянам и можно ли посетить их внеземную цивилизацию. Находчивые лицедеи не растерялись, с серьёзным видом ответили на все вопросы и под конец огорчили юношу объяснением, что пригласить к себе не смогут. Все домики на их планете маленькие. Он в них не сможет разместиться. Так и ушёл незадачливый посетитель от звёзд манежа в полной уверенности, что разговаривал с инопланетянами.

От судьбы
не уйдёшь

Как и все люди, а может, в силу творческой профессии ещё сильнее, больше артисты эксцентрического шоу радовались и страдали, влюблялись, создавали семьи. Галине долго не пришлось искать своей судьбы. С суженым она познакомилась на манеже. Трубач Владимир Неволин вместе с другими членами оркестра играл на представлениях. Его партия была ведущей. Все цирковые шоу проходили под живой аккомпанемент. Музыканты, как и артисты, были тоже маленького роста. За свой профессионализм, виртуозное владение инструментами они пользовались большим успехом. Случалось, что славный оркестр приглашали на выступления отдельно. Около месяца, например, Владимир Гаврилович Неволин работал в Сингапуре, где получил незабываемые впечатления. Любовь к музыке он пронёс через всю свою жизнь. Особенный пиетет питает к джазу. Когда закончилась цирковая деятельность, трубач вместе с супругой и её сестрой переехал в Мичуринск и здесь вскоре нашёл применение любимому творчеству: выступает в городском духовом оркестре. В тёплое время года музыкантов можно услышать на летней эстраде городского парка культуры и отдыха.
Сегодня Галина, Людмила и Владимир живут обычно, спокойно, размеренно. С возрастом, правда, дают знать о себе болячки, некоторые из которых приобрели ещё в профессии. В быту, случается, испытывают неудобства. Детский рост создаёт сложности в таких, казалось бы, обыденных вещах, как вешание штор, вкручивание лампочки, поклейка обоев. Но члены дружной семьи всегда находят выход из затруднительных ситуаций, стараются не унывать, смотреть на мир с улыбкой. А если взгрустнётся, то вспомнят цирк, яркий свет обращённых на них прожекторов, громкие аплодисменты, верных друзей, катание на хоботах слонов, съёмки в художественных фильмах, дружную компанию колесящих по городам и весям жонглёров, ковёрных, акробатов, фокусников, дрессировщиков и их верных спутников - хищных, миролюбивых, мохнатых и пернатых гастролёров. Воспоминания вдохнут силы, заставят расправить плечи, ещё раз убедиться, что большой жизненный отрезок прожит не напрасно, и можно расслабиться, отдохнуть, достать альбомы с фотографиями из жизни в цирке, предаться грёзам.

Автор:Юлия Голышкина