Лента новостей
Статья5 октября 2013, 01:00

Бесстрашный доктор

Ф.А. Баранов. Фото из семейного архива.
Ф.А. Баранов. Фото из семейного архива.

Ещё совсем недавно имя Фёдора Алексеевича Баранова гремело во всём Мичуринске. К нему шли за медицинским советом и депутатской помощью, прислушивались как к ветерану Великой Отечественной войны и человеку высокой культуры. Недавно исполнилось 95 лет со дня рождения бывшего главного врача Мичуринского туберкулёзного диспансера. Несколько лет не дожил Фёдор Алексеевич до этой впечатляющей даты.

«Сегодня на глаза шефу лучше не попадаться, он почти перешёл на шёпот», - предупреждали друг друга сотрудники тубдиспансера, когда начальник сердился. Понижать громкость голоса в гневе - присущий только ему интеллигентный стиль наказания, действующий эффективнее всякой брани. Несмотря на крестьянское происхождение, было в манерах Фёдора Алексеевича что-то благородное и притягательное. С детства мальчик из большой и бедной семьи тянулся к знаниям, при встречах с высокообразованными людьми жадно черпал у них всё лучшее.
Учителями Фёдора Алексеевича в профессии были преподаватели лечебного факультета Первого Ленинградского медицинского института имени академика И.П. Павлова, а позже мичуринские врачи-фтизиатры первого поколения – заслуженный врач Российской Федерации В.Я. Рождественский, И.И. Рахманинов, Н.Ф. Еханин, З.В. Никольская, М.В. Щепкина. Двое из них – Иван Иванович Рахманинов, приходившийся двоюродным братом композитору Сергею Васильевичу Рахманинову, и Мария Ивановна Щепкина получили прекрасное медицинское образование в Швейцарии и по утрам, до прихода сослуживцев, вели беглые диалоги на французском языке. Фёдор Алексеевич, поражённый этим фактом, перенял у них деликатность манер, уважительное отношение к окружающим.
Предшественник Ф.А. Баранова на посту главного врача тубдиспансера Николай Фёдорович Еханин как-то спросил молодого коллегу: «Фёдор Алексеевич, вам всего 30 лет, а не боитесь в расцвете сил заболеть туберкулёзом?», на что тот ответил: «Я прошёл фронтовыми дорогами от Ленинграда до Вены, видел все ужасы войны и давно уже ничего не боюсь». Он сказал чистую правду. За годы Великой Отечественной двадцатилетний юноша успел побывать в народном ополчении, испытать на себе блокаду Ленинграда, потерять родных, видеть раны, кровь, оторванные конечности, опалённые лица и седые волосы молодых солдат, спасти сотни раненых бойцов, прошагав до берегов Дуная в качестве военного врача.
Фёдор Алексеевич был не из тех, кто любит себя жалеть. Младшая дочь Елена Фёдоровна вспоминает, как в детстве среди ночи отца вызывали к тяжелобольному пациенту: «Я лежала и думала, как же это трудно, уходить в темноту и холод к больному человеку». При всей своей занятости глава семейства находил время для дочерей. В выходные отправлялся с ними на прогулки, беседовал о жизни. Как человек, перенёсший голод, требовал от детей бережного отношения к еде, рассказывая, что во время войны приходилось питаться даже крысиным кормом, случайно обнаруженным студентами на кафедре физиологии животных, а за мясную котлету сомнительного качества довелось расплатиться однажды золотыми часами. Но даже в таких чудовищных условиях русские люди сохраняли чувство сострадания к ближнему, по-братски делясь с измождёнными товарищами скудной пайкой хлеба.
Положение дел с туберкулёзом в стране всегда требовало повышенного внимания профессионалов. За 40 с лишним лет руководства противотуберкулёзным диспансером Ф.А. Баранов сумел преобразовать 75-коечный стационар в больницу с 250 местами и создать поликлиническое отделение с 16 врачебными кабинетами. В период с 1969 по 1980 год Московский научно-исследовательский институт туберкулёза шефствовал над мичуринским диспансером. Многие наши врачи под руководством профессоров и старших научных сотрудников института проводили исследования по профилактике, диагностике и лечению серьёзной болезни. Не случайно мичуринский диспансер четыре раза участвовал и побеждал в общесоюзном смотре-конкурсе достижений по борьбе с туберкулёзом. Благодаря слаженной работе персонала медучреждения до 1980 года в городе и пяти близлежащих районах это опасное заболевание неуклонно шло на убыль.
Достигнув пенсионного возраста, Фёдор Алексеевич продолжал передавать свой врачебный и жизненный опыт молодёжи. До 1998 года заслуженный врач России, фтизиатр высшей категории, отличник здравоохранения Ф.А. Баранов руководил рентген-диагностическим отделением родного диспансера.
В семейном архиве остались записи юбиляра, адресованные будущим поколениям врачей-фтизиатров. В них говорится о том, как остановить грядущую эпидемию туберкулёза: «Первое - возвращение к массовым 100%-м осмотрам всего населения. Второе - госпитализация до полного клинического эффекта. Третье - усиление санэпиднадзора в местах стихийных рынков, где продавцы торгуют товаром без санитарного допуска, ибо большую опасность в последнее время таят в себе мясные и молочные продукты питания, инфицированные микобактериями туберкулёза бычьего и птичьего типа. Четвёртое – регулярное применение противотуберкулёзных препаратов с профилактической и лечебной целью в амбулаторных условиях».
Имя Фёдора Алексеевича Баранова, почётного гражданина Мичуринска, вписано в историю нашего города. Его последователи продолжают большую работу, начатую учителем. Пусть как можно крепче будет эта связующая нить.

Автор:Ирина Адам