Благодатные плоды Крещения Руси

27 июля 2012, 23:00 2165

Три года тому назад, 1 июня 2010 года, Президентом РФ был подписан Указ об установлении Дня Крещения Руси в день памяти святого равноапостольного князя Владимира.

В опубликованной прошлогодней статье ("МП" №46) мной была сделана попытка определить суть этой даты. Ныне дополню её некоторыми волнующими меня положениями о значимости этого поистине великого исторического события. Едва ли не всякий даже первоначально соприкоснувшийся с отечественной историей (что в Год истории особенно актуально) легко назовёт дату - 988 год. Любому неравнодушному к царице наук - математике в этом сочетании цифр вместе со знаком "9" в двух восьмёрках без труда откроются знаки бесконечности: один - направленный в глубины дохристианские и времена посещения апостолом Андреем мест будущих русских стольных городов Киева и Новгорода, второй - в наше время и в то, что будет за нами…
Именно так подходили к изображению времени и пространства, монументальных событий и лиц, не поддающихся времени, первые русские летописцы Никон Великий, Нестор, Сильвестр. Медиевист Дмитрий Лихачёв ещё в 1947 году, во времена расцвета махрового атеизма, дерзнул дополнить учение академика А.А. Шахматова, что в основе "Повести временных лет" лежит "Сказание о распространении христианства на Руси" с попыткой обоснования существования на Руси собственных подвижников святости.
И пусть Ярославу Мудрому впервые удалось добиться от Греции прославления в лике святых пока лишь своих младших братьев Бориса и Глеба, как страстотерпцев принявших добровольную смерть в 1015 году, дабы избежать кровопролитной борьбы за киевский престол, добротные семена были брошены агиографами на подготовленную почву…
А были ли ранее на Руси прецеденты христианской жизни? Святитель Димитрий Ростовский в "Житии святого князя Владимира" процесс христианизации народа условно поделил на четыре периода, выделив до акта Крещения Руси Владимиром посещение Руси апостолом Андреем (I век), греческим епископом Михаилом (IX век), деяния святой равноапостольной княгини Ольги.
Немаловажно влияние книг, приходивших из православной Болгарии, благодаря подвижнической деятельности святых равноапостольных  солунских братьев Кирилла и Мефодия. А в торговых договорах по итогам военных походов киевских князей Олега и Игоря на Грецию - упоминания о том, что славяне поклоняются как языческим обычаям, так и христианским.
Крещение Руси, назначенное князем по некоторым сведениям на 1 августа 988 года, освещается разными источниками, как отечественными, так и иностранными. Иногда по инерции атеистической методологии в них отыскиваются мнимые противоречия в последовательности самого факта принятия таинства крещения князем, при этом не допускаются возможности их взаимодополнения. Но как бы там ни было, уже первый Киевский митрополит (из русских иерархов) Иларион в своём известном "Слове о Законе и Благодати", сказанном в День памяти князя Владимира у раки его в построенном им Десятинном храме, называет его "во владыках апостолом", "подобником" святого Константина и сравнивает его благовестие Русской земле с благовестием святых апостолов.
Хотя изографы и поныне представляют иконографический лик равноапостольного князя Владимира как древнего осеребрённого сединами старца, в год крещения ему едва исполнилось двадцать пять лет и даже в год кончины - 54 года… Здесь сказалось не что иное, как стремление подчеркнуть мудрость, значимость, монументальность, святость образа.
Действительно, поражает дар рассуждения, считавшийся едва ли не главным достоинством христианского подвижника, та мудрость, с которой подошёл князь к "испытанию" вер, отвергая поочерёдно разные веры. На требование мусульманства об отказе от свинины и вина князь шутливо произнёс: "Руси веселие есть пити, не можем без того быти". Не принял и проповедников римского папы, суливших перемену веры без особой перемены жизни, иудеев же спросил: "А где земля ваша?". И только внимательно выслушивает он греческого философа, изложившего пространно основы христианского вероучения, которое пришлось по душе стремлением к спасению души, соединением с Богом.
На совете старшин, бояр, дружин были избраны десять мужей, “добрых и смышлёных”, и посланы испытывать каждую веру. Вернувшись из Византии после праздничного патриаршего богослужения в Софийском соборе, рассказывали: "Не знали на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве".
С принятием христианства Русь стала в один ряд с просвещёнными православными государствами. Строились храмы и монастыри, в которых развивалось просвещение, книжное дело. Открытые в Новгородской и Псковской землях академиком  Арциховским берестяные грамоты свидетельствуют о грамотности крестьян и городских посадских людей в XI-XII веках.
О высоком уровне зодчества, иконописи, книжно-оформительского дела, музыки и хорового пения, прикладного искусства, златошвейного дела свидетельствуют многочисленные археологические находки и музейные экспонаты, а литературные памятники церковного и светского  содержания стоят в ряду лучших письменных образцов мировой значимости.
Принятие христианства на Руси не только открыло доступ к богатству богослужебных книг Греции и Болгарии, к житиям подвижников церкви, но и показало путь сотням и тысячам подвижников христианства на вершины святости. Вот почему наша страна издавна именуется святой Русью.
Но и ныне наблюдаются нестроения, прогрешения, вероотступничество, непоследовательность в вере и даже нападки на церковь. Вот почему девиз "Русь святая, храни веру православную!" актуален всегда, ныне - особенно.
Празднование Дня Крещения Руси наряду с Днём славянской письменности (24 мая), с Днём Семьи, Любви и Верности (8 июля), Днём народного единства (4 ноября) ныне символизируют созвучие, соработничество светской и духовной жизни, которые издавна именовались симфонией.
Будем же стремиться прежде всего к симфонии нашей внутренней духовной жизни, будем видеть собственные слабости и прогрешения, возносить к Богу молитву и просить святого равноапостольного князя Владимира (Василия) укреплять нас и наше отечество.