Боец железнодорожного фронта

07 мая 2012, 23:00 1743
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (05/05/2012 - 13:46)

М.Ф. Брыксин.

Для Михаила Фёдоровича Брыксина День Победы - самый большой праздник. Потому что причастен к ней: своим трудом в юные годы приближал всенародное торжество над ненавистным врагом.

Родился он в 1927 году, учился в школе №48 (она располагалась в здании, где сейчас размещается ДЮСШ, а когда в годы войны помещение отвели под госпиталь, школа переместилась в здание на ул. Марата). В 43-м закончил семь классов и в возрасте 16 лет поступил на работу в Тамбовскую дистанцию сигнализации и связи. А когда в ноябре 1944-го парню исполнилось 17, ему пришла повестка в армию. Но на сборном пункте объявили: от службы временно освобождаешься, так как некому работать на железной дороге. И он продолжал трудиться в дистанции.
Его и подобных ему молодых парней работа заключалась в заготовке в лесу близ станции Рада дров для локомотивного депо и столбов для дистанции сигнализации и связи. В бригаду из 50 человек, в составе которой трудился Михаил, входили представители различных предприятий Тамбовского железнодорожного узла. От станции Рада узкоколейка уходила в лес на 21 километр. На этом плацдарме и велась заготовка дров и столбов. Последние грузились в полувагоны и на платформы и отправлялись на станцию Тамбов. Работа велась непрерывно от зари до зари и в жару, и в лютый мороз вахтовым методом (две недели - в лесу, одна - в дистанции). Ночевали в теплушках. Питание скудное: утром - кружка кипятку, вечером варили то, что приносили из дома: картошку, пшено или перловку, то есть продукты, выдававшиеся по карточкам. Так продолжалось три года, до 1946-го. Зарплата в то время - 400 рублей, за которые на рынке можно было купить всего-то несколько лепёшек. От такой жизни все были стройными, подтянутыми, вспоминает ветеран. Несмотря на недоедание и недосыпание, никто не болел. Видимо, сказывался запас прочности молодого организма.
А в 1946 году Михаила Фёдоровича направили в Москву на курсы электромехаников СЦБ. Отучившись три с половиной месяца, стал работать монтёром СЦБ на станции Турмасово. В марте 1948-го его призвали в армию по спецнабору. "В Кёнигсберге мы проходили курс молодого бойца, - рассказывает Михаил Фёдорович. - Узнали, что сражение за него продолжалось более шести месяцев, город переходил из одних рук в другие. Разрушения страшные, все подземные коммуникации затоплены немцами водами Балтийского моря".
Служил Михаил Фёдорович в центре подготовки сержантского состава в звании старшего сержанта. Был на должности помощника командира взвода, исполняющим обязанности командира взвода. Демобилизовавшись в 1951 году, поступил на работу монтёром СЦБ в Мичуринскую дистанцию сигнализации и связи. Закончив годичные курсы в Орле, получил должность электромеханика СЦБ. Принимал активное участие в электрификации железной дороги на участке Грязи - Ряжск в 1964-1966 годах. Потом учёба в Воронежском железнодорожном техникуме, после чего его назначили диспетчером дистанции.
Трудовой стаж Михаила Фёдоровича - более 50 лет. Эти годы были отданы ударному труду ради Победы, восстановления народного хозяйства, развития железнодорожного транспорта страны. Его трудовые заслуги отмечены медалью "За трудовую доблесть в 1941-1945 годах", орденом "Знак Почёта". Ветерану 85 лет. Ему дороги воспоминания о тяжёлых годах военного времени и есть что рассказать своим троим внукам и троим правнукам.