Лента новостей
Статья26 апреля 2012, 01:00

Больше нет запретных тем

Дружба - ценный дар, раскрашивающий нашу жизнь всеми цветами радуги, связующий людей незримыми, но крепкими нитями. Можно дружить с конкретным человеком, можно - семьями, лестничными площадками, организациями. А можно и целыми городами. В небольшом немецком городке Мунстере о Мичуринске знает, не считая младенцев, едва ли не каждый житель.

Отношения между двумя городами зародились более двадцати лет назад. И хочется верить в то, что они, несмотря на отношение к сложившемуся партнёрству власть предержащих, течение времени, смену руководств, продолжатся и спустя десятилетия. Ведь дружественные связи складываются не только у взрослых представителей двух разных культур, но и среди детей. Вот и в эти апрельские деньки немецкие и русские школьники увлечены общением друг с другом. Четырнадцать учеников средней школы №7, а также десять педагогов, родителей, представителей районной администрации уже несколько дней гостят в расположенном на земле Нижняя Саксония городе-партнёре.
Дети есть дети. Они всегда найдут язык со сверстниками. Не окажется недостатка в темах, даже если язык тот будет звучать не слишком разборчиво, при помощи словарей, переводчика, приправленный для большей внятности богатой мимикой и жестами. И всё же у наших и немецких ребят долгое время значилась тема, на которую было наложено негласное табу. И старшие и меньшие старательно избегали бесед, касавшихся Великой Отечественной войны. Первыми решились нарушить установленный самими же запрет представители германской стороны. Они рассказали о размещавшемся километрах в сорока от Мунстера бывшем нацистском концентрационном лагере Берген-Бельзене. На кладбище Хёрстен, расположенном на территории этого концлагеря, захоронено свыше 50 тысяч советских военнопленных. Учащиеся реальной школы Мунстера стали участниками проекта "Мы пишем ваши имена" по увековечиванию памяти русских воинов. Дети изготавливали из мастики таблички цвета и размера кирпича, наносили на них имена погибших, закаливали в специальных печах и устанавливали на кладбище на щитах.
Услышанное не могло не взволновать мичуринцев. Десятки тысяч людей, сделавших всё, от них зависящее, для того, чтобы мы жили мирно и спокойно, влюблялись, воспитывали детей, мечтали, строили планы, погибли на чужбине. На родине до сих пор они считаются пропавшими без вести. Тогда-то, в 2010 году, ученики, педагоги средней школы №7 и начали свою поисковую работу. На сайте обобщённого банка данных "Мемориал" они, имея на руках лишь написанные по-немецки списки с фамилиями наших воинов, изучали документы и находили адреса захороненных в Германии военнопленных, интересуясь в первую очередь, конечно, тамбовчанами. Члены мичуринской группы с внушающим оптимизм названием "Надежда", опираясь на добытые сведения, приступали к поискам родных погибших солдат и офицеров. Они хотели сообщить им о судьбе участвовавших в Великой Отечественной родственниках, их месте захоронения, дате смерти.
Накануне поездки в Мунстер, где в эти дни сейчас находятся мичуринцы, я встретилась с директором средней школы №7 Е.И. Рыбальченко. Эмоционально рассказывала Елена Ивановна о миссии, которую возложили на себя неравнодушные к истории, чтящие память погибших во Второй мировой войне члены возглавляемого ею коллектива. "На сегодняшний день нам удалось найти фамилии 220 наших тамбовчан, погибших в Берген-Бельзене, - рассказывает директор школы. - Из них отыскали родственников 72 солдат из разных уголков Тамбовской области". Елена Ивановна сообщила, что среди прошедших через концлагерь людей есть и мичуринцы. Она вспомнила, как во время поисковой работы летом 2010-го обнаружили имя нашего земляка Тихона Ивановича Коробова, узнали о месте, где он проживал. Директор приняла решение отправиться в сентябре вместе с учениками по указанному адресу в надежде встретиться с родственниками погибшего. На августовском педсовете она поделилась с коллегами своим решением. А дальше произошло нечто похожее на сюжет кинофильма. "Когда я услышал фамилию деда, считавшегося в нашей семье без вести пропавшим, все другие прозвучавшие слова уже не воспринимал", - признался вскоре учитель иностранного языка структурного подразделения седьмой школы А.В. Волков своему директору. Идти по записанному в блокноте адресу было уже не нужно. Сейчас внук Коробова вместе с другими членами мичуринской делегации находится в Германии. Он так же, как и остальные мичуринцы, участвовал в изготовлении табличек с именами солдат и офицеров, которым не суждено было вернуться на родную землю и всё-таки вернувшихся из небытия и неизвестности к своим родным. Среди табличек цвета кирпича есть и с фамилией деда Александра Викторовича Волкова.
"В мире фальши, которой, увы, наполнена современная действительность, есть настоящее, живое, - говорит Е.И. Рыбальченко. - Участвуя в увековечивании захороненных в концлагере воинов, мы чувствуем большую благодать от деятельности, которой начали заниматься в 2010-м и будем продолжать эту работу и дальше".
Скоро наступит последний день пребывания мичуринской делегации в Мунстере. Взрослые и дети собираются домой. Миссию по увековечиванию памяти наших солдат и офицеров русские и немцы продолжат у себя дома: одни в Германии, другие в России. Дружбу, в которой больше нет запретных тем, скреплённую испытаниями раскаяния и всепрощения, не в силах будут разрушить ни время, ни другие обстоятельства.

Автор:Юлия Голышкина