Лента новостей
Статья5 декабря 2015, 05:00

Брянская улица по городу идёт

В силу своей профессии корреспонденты «Мичуринской правды» могут предугадать многое - новые назначения, важные события и мероприятия, но не в силах спрогнозировать, какая погода ожидает их в намеченный для журналистского рейда день.

Яблочками угощает И.А. Шелковникова. Фото Юлии Голышкиной.
Яблочками угощает И.А. Шелковникова. Фото Юлии Голышкиной.

Чем заняться соседкам-пенсионеркам в один из серых непогожих дней? Конечно, сходить друг к другу в гости. Вскипятить чайничек, налить в чашки ароматный с «дымком» напиток, усесться поудобнее за кухонным столом, поговорить о том о сём и вспомнить годы юности. Именно за этим занятием мы и застали двух женщин, живущих в начале улицы Брянской. Улыбчивая хозяйка дома охотно пригласила нас в свою компанию. Нашей новой знакомой польстило, что корреспонденты заглянули к ней на огонёк незадолго до приближающегося 75-летнего юбилея. Круглую дату пенсионерка отметит 7 декабря.
Людмила Ивановна Короткова охотно перелистывает для нас странички своей незатейливой биографии. Росла в совхозе «Коллективист» Никифоровского района. Свой трудовой путь начала в пятнадцать лет: работала дояркой. А в восемнадцать приехала в Мичуринск гулять на свадьбе подруги. Здесь и встретила свою вторую половинку. Пришла пора перевернуть очередную страничку в книге жизни, наполнить её новыми людьми, событиями.
Баба Люся вспоминает, как с мужем ютилась в маленьком домике: с залом и крошечной комнаткой. На этой же площади проживали свекровь, свёкор, деверь, сноха, потом стали рождаться дети. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. А в молодости любые неудобства переносятся проще. От бурёнок Людмила перешла на новую работу: трудилась на заводе Ленина, «Прогрессе». А став пенсионеркой, устроилась работать уборщицей в расположенную недалеко от дома школу № 9.
- Сама не понимаю, как минуло 25 лет! - удивляется наша собеседница. - Столько времени нахожусь рядом с детьми. Наверное, поэтому и чувствую себя молодой. За четверть века школьники, конечно, сильно изменились. Стали более характерные. Иногда могут и обидеть в ответ на замечание. Но, слава Богу, не все грубияны, и хороших ребятишек много.
Гостья Людмилы Ивановны Зинаида Викторовна оказалась менее разговорчивой и посоветовала навестить председателя уличного комитета.
Поздравили Людмилу Ивановну с приближающимся днём рождения и поспешили продолжить путь. Усиливающийся ветер бодрил, прохожие торопились по своим делам и не жаждали общаться. Однако мы не падали духом, веря в успех своего предприятия, не сомневаясь, что ещё встретим героев будущей публикации.

А не пойти ли нам к улькому!

Эту или похожую фразу за время своего рейда нам предстояло услышать, кажется, не меньше десяти раз. Очевидно, что главный человек на Брянской здесь пользуется авторитетом. Отметим, что все, с кем мы пообщались, были едины во мнении, что улочка их аккуратная и люди проживают на ней порядочные, трудолюбивые и дружные. Что же касается проблем… А как без них? Их хватает. Ульком Ирина Анатольевна Шелковникова, как и встретившиеся нам ранее собеседники, посетовала на то, что дорога на улице с годами утратила свою былую ровность и стала похожа на дряхлую морщинистую старушку. Виной тому не только время, но и водопроводная труба. С настораживающей регулярностью она прорывается то в одном, то в другом месте. Ремонтные работы, увы, не проходят бесследно для дорожного покрытия.
Волнует женщину и оставляющая желать лучшего безопасность на проезжей части. Особенно душа болит за детей, обучающихся в школе № 9. Прежде до образовательного учреждения было рукой подать. Но после того как появился пришкольный стадион, идти в поход за знаниями приходится в обход: сначала по Брянской, затем по Новой и Городской. Если учесть, что тротуаров нет, к тому же практически отсутствует и уличное освещение, беспокойство Ирины Анатольевны становится вполне понятным. Тем более что она бабушка четырёх внуков. Старшему уже 24 года, младшенькой Алёнушке всего 10 месяцев, двое других - школьники.
Ирина Анатольевна - оптимистка. Она не теряет надежды и верит, что и на их улице наступит праздник. Главное - не бездействовать. И это не пустые рассуждения. Так, благодаря активной позиции местных жителей, сообщавших в различные инстанции о плохом качестве водопроводной воды, их чаяния были услышаны, и из крана полилась прозрачная, а не грязно-апельсиновая жидкость.

Судьбы крутые повороты

Дом, в котором живёт ещё одна героиня нашего повествования, пианистка Надежда Ивановна Иванова, привлёк цепкий взгляд журналистов своим не совсем привычным обликом. Вроде бы небольшой обложенный кирпичом домик ничем не отличается от своих собратьев, но при внимательном рассмотрении становится понятно, сколько сил и средств вложено в его преображение рачительным хозяином, вернее, хозяйкой.
Здесь, на улице Брянской, Надежда Ивановна провела свои детство и отрочество, в музыкальной школе училась игре на фортепиано, потом продолжила своё образование в музыкальном училище и педагогическом институте. После замужества Н.И. Иванова переехала в Крым. Обратно в родной город вернулась вместе с сыном спустя десятилетие. Состояние отчего дома энтузиазма не внушало. У родителей не было возможности вплотную заниматься благоустройством своего небольшого жилья, которое постепенно ветшало без заботливой хозяйской руки.
Время было сложное, начало 90-х годов, ознаменованных хождением по мукам в поисках заработка. Разрушающийся дом, старенькая мама с пенсией в 33 рубля, сын-подросток, которому нужно было дать образование, - с такими активами Надежда Ивановна вступила в новый и, по её признанию, нелучший этап свой жизни. Долгое время женщина пыталась работать по специальности: сначала заведующей детским сектором Дома культуры завода «Прогресс», музыкальным руководителем в детском саду № 29. В четвёртую школу ушла из-за сына. В среднем общеобразовательном учреждении № 9 мальчик-отличник оказался белой вороной в глазах одноклассников, и после перевода в другую школу мать решила не оставлять его одного в новой незнакомой среде, потому согласилась на первую предложенную должность лаборанта. Теперь, бросая беглый взгляд назад, Надежда Ивановна осознаёт, что это решение было одной из серьёзных ошибок в её жизни. Мизерная заработная плата, рутинная работа вынудили женщину искать другие способы заработать на жизнь.
Так судьба вывела на рынок, благодаря которому тогда выживали многие мичуринцы, оказавшиеся в тяжёлые перестроечные годы без средств к существованию. Надежда Ивановна начала возить из Москвы на продажу гобеленовые картины. Ездила в столицу на электричке, приобретала поначалу маленькие недорогие полотна. В Мичуринске к ним изготовлялись рамки, и полотна превращались в картины. Каждая такая поездка - очередное испытание и вполне осознанный риск. Никто не мог поручиться за то, что рейд закончится благополучно. Орудовавшие в поездах банды без малейшего страха перед законом воровали сумки с товаром и деньги, вкрадывались в доверие к якобы случайному, а на самом деле тщательно выбранному попутчику, банально спаивали и забирали все ценности, сбрасывали неугодных пассажиров с поезда.
Несмотря на все сложности, выбранный сегмент рынка был доселе незанятым и сулил предпринимателю немалый доход, так как работы художников стоили в разы дороже, а желание украсить интерьер не оставляло горожан даже в экономически сложные времена. Но для Надежды Ивановны, натуры творческой и утончённой, частное предпринимательство оказалось тяжёлой ношей. Взвинчивать цену на товар, который можно было купить только у неё, было стыдно, потому и разбогатеть не получалось.
«Слава Богу, что прибыли хватило поднять из руин дом, облагородить внешний вид, сделать его пригодным для комфортного проживания, - делится своими воспоминаниями Надежда Ивановна. - Десять лет в торговле отразились на здоровье, душевном и физическом. Сейчас я полностью отошла от дел и, можно сказать, от жизни».
С последним утверждением, конечно, трудно согласиться. Надежда Ивановна вновь нашла себя в творчестве, занимается музыкальным образованием внучки, учит её играть на пианино, пробует вышивать бисером. В память о былом предпринимательстве у неё осталась большая картина с изображением грациозной львицы, играющей со своими детёнышами, которой нашлось место над фортепиано.

Глазами старожилов

Долгое время мама Н.И. Ивановой, а позже и она сама были председателями уличного комитета, потому все происходящие здесь изменения не могли пройти незаметно для их семьи. Конечно, в прошлом веке этот уголок города, кстати, носивший название улица Третья Кирова, имел совершенно другой облик. В домах не было ни электроэнергии, ни воды, ни канализации, в весенне-осенний сезон здесь царствовали грязь и распутица. Постепенно Брянская преображалась, по трубам заструилось голубое топливо, а по проводам - электрический ток, на дороге появилось асфальтовое покрытие. Время не стоит на месте, и рядом с одноэтажными домиками вырастают особняки, у старожилов появляются новые соседи, в размеренном здоровом ритме пульсирует жизнь.

Творческие натуры
Во время променажа по Брянской убедились, что здесь живёт немало и других творческих натур. Доброжелательно нас приняла геолог по образованию, а ныне домохозяйка Алла Георгиевна Лушакова. Как только переступили порог её нарядного, словно перенесённого с пригородных улочек Парижа или Лондона дома (построенного хозяевами с нуля), сразу догадались, чем увлекается хранительница его очага. Страсть женщины - дизайн. Все комнаты оформлены в стиле прованс. Спокойные пастельные тона, отсутствие обоев, плиток, отдельные стены оформлены под ровные кирпичики, на мебель надеты молочного цвета чехлы. Внимание привлекли украсившие интерьер картины. Как оказалось, многие из них принадлежат кисти Аллы Георгиевны.
- Сама не знаю, как так получилось, - делится она. - В пятьдесят лет возникла у меня какая-то непреодолимая внутренняя потребность, купила масляные краски и начала рисовать. Теперь комнаты оживляют написанные собственноручно самой хозяйкой натюрморты с маками, кувшинчиком, симпатичные пейзажи. А в тёплое время года к живописи и оформлению дома прибавляется ещё одна страсть. Аллу Георгиевну привлекает ландшафтный дизайн. Идеи, как навести уют на приусадебном участке, она черпает из присылаемых ей дочерью из Англии специализированных журналов. В холодное время года сложно в полной мере оценить дворик-патио, аккуратные рядочки грядок, искусно посаженный розарий. Но когда наступает пора цветения, соседи не могут оставаться равнодушными ко всей этой красоте и фотографируются на её живописном фоне.
Недалеко от Аллы Георгиевны живут отец и сын Василий Петрович и Олег Васильевич Некрасовы. Мужчины - мастера по работе с деревом: изготавливают двери, рамы. Но самыми важными считают для себя заказы храмов. Многие киоты для икон в Боголюбском соборе, а также в церкви «Всех скорбящих Радость» созданы их руками. Кстати, несколько лет назад мы писали в «МП» о Василии Петровиче.
Ещё одна публикация была посвящена умельцу Юрию Ивановичу Дубовицкому. В ней мы рассказывали о необычном доме, над которым возвышалось искусственное гнездо с семейством аистов, приковывало внимание и множество других оформительских решений творческого хозяина. Дом и забор мастера и сейчас выделяются на фоне других строений своим необычным обликом. К сожалению, узнали, что ни мастера, ни его супруги уже нет в живых…
Стоит на этой улице и другой интересный домик, перед которым кружатся пластмассовые пчёлы, неподалёку от них плавают деревянные рыбки, и в любую погоду улыбается озорное солнышко. Вот такие затейники живут на Брянской!

Автор:Юлия Голышкина