Лента новостей
Статья30 января 2016, 09:00

Церковь села Громушка

По воспоминаниям современников, к началу ХХ века в Козлове ещё сохранялось немало памятников седой старины, относившихся к временам первых воевод - царских стольников И.В. Биркина и М.И. Спешнева. Одной из них по праву считалась деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы села Громушки. Согласно преданиям храм этот был выстроен в 1635 году по особому указу первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича. Весьма любопытна его дальнейшая судьба.

Фото из архива  приходского совета храма.
Фото из архива приходского совета храма.

Преданья
старины глубокой

В 1771 году в благодарность за избавление населения города от моровой язвы козловцы построили новый каменный собор, а прежний деревянный продали в пригородную Донскую слободу. Слобожане молились в нём 30 лет, но в силу его тесноты и убогости в свою очередь продали его в 1802 году в село Громушку, а себе возвели каменную церковь. История сохранила имя козловского купца Ивана Тимофеевича Силантьева, оплатившего приобретение и перенос храма из одного села в другое.
По воспоминаниям современников, в начале XIX века для Громушки это было великолепное церковное здание, на которое жители села глядели с изумлением и нескрываемой радостью. Летописные источники гласят, что до приобретения бывшей соборной церкви в Донской слободе они молились в маленькой церквушке, крытой соломой и отличавшейся от крестьянской избы лишь наличием креста. Церковь эта была очень бедной: ризы ситцевые, напрестолие оловянное, большой колокол весил всего три пуда. Сохранились письменные воспоминания бывшего учителя Козловской народной школы Н.И. Мягкова, опубликованные в «Тамбовских губернских ведомостях» в далёком 1889 году. Согласно им главной храмовой реликвией громушкинского храма была древняя чудотворная икона Казанской Божией Матери небольшого размера, напоминавшая аналогичный образ, хранившийся в Оптиной пустыни. Предание свидетельствовало, что икона эта была оставлена в церкви одним проезжим купцом, нашедшим её на дороге в степи. Будто бы было этому купцу видение, чтобы он оставил её в самом бедном храме, который попадётся ему на пути. И таким храмом оказался Громушкинский. Со временем о чудотворной иконе, посланной Провидением в дар бедному храму, забыли, но вскоре она вновь напомнила о себе.

Чудотворный образ

В 20-х годах XIX столетия к обедне в праздничный день в Громушкинский храм пришла одна из жительниц пригородной слободы и попросила священника отслужить перед забытой всеми иконой молебен. Священник и староста долго её искали и наконец нашли в алтаре под лавкой за сундуком всю в пыли. После завершения священнодействия женщина поведала о сновидении, в котором ей было сказано совершить перед этой иконой молебен, а также обещано долгожданное исцеление от болезни, что и случилось. О произошедшем чуде вскоре узнали многие жители, и икона в честь Казанской Божией Матери стала именоваться у местного населения «забудшей», то есть забытой. С тех пор многие жители города, а также пригородных слобод стали регулярно совершать перед ней богослужения. По свидетельству церковного старосты И.Н. Ананьева, во время свирепствовавшей в 1831 году в наших местах холеры икону эту выносили из села Громушки в Ямскую и Полковую слободы Козлова для совершения молебна об избавлении от губительной болезни, и многие верующие получали исцеление. В 40-х годах XIX века эта икона была поставлена в небольшой деревянный киот за левым клиросом храма, в 50-х годах того же столетия в честь чудесного избавления от болезни на средства, пожертвованные одной из жительниц Козлова, была сооружена для иконы посеребрённая риза, увенчанная круглым венцом из меди. По преданию, когда риза эта чеканилась у козловского ювелира Осетрова и икона находилась у него дома, сильно заболела молодая жена частного пристава К.М. Михайлова. Доктора не смогли ей помочь, и несчастная уже готовилась к смерти, но по совету знакомых взяла она у серебряных дел мастера икону и призвала одного из священников совершить перед ней всенощное бдение с молебном. «Священник, - повествуют предания, - с некоторой иронией заметил, что, верно, из какой-нибудь сельской избы взяли такую закопчённую икону, почему бы не попросить принести её из храма в богатом серебряном окладе». Однако, видя, что к концу всенощной больная, лежавшая без движения, вдруг встала с кровати и свободно перекрестилась, священник, поражённый этим чудом, долго молился пред иконой на коленях, прося со слезами прощение.
После этого случая чудотворная икона в новой ризе была поставлена за правым клиросом Громушкинского храма. В последующие годы фиксировалось немало свидетельств чудотворного от неё исцеления.
Простояв в центре села 266 лет, сильно обветшавший храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где молились, крестились, венчались и напутствовались в вечную жизнь первые поколения коренных козловцев, был селянами в начале ХХ века разобран.
По существовавшим в ту пору канонам из брёвен разобранных храмов запрещалось строить жилые дома. Строительный материал, как правило, шёл на сооружение хозяйственных построек или предавался огню. Со временем в Громушке на средства козловского купца Д.И. Умрихина была построена новая каменная церковь, а на месте древнего храма селяне установили часовню. О судьбе Дмитрия Ивановича и хотелось бы рассказать.

Послесловие

В наши дни жители Громушки решили возродить в своём микрорайоне церковь. Это предложение нашло поддержку у епископа Мичуринского и Моршанского Гермогена, который благословил паству на строительство храма-часовни на народные деньги. «Мичуринская правда» уже рассказывала о создании нового прихода и начале сбора необходимых для строительства разрешительных документов. Навстречу верующим пошли и депутаты Мичуринского городского Совета депутатов, внёсшие своим решением изменения в порядок землепользования и выделившие в районе улицы Ржевской территорию в 400 квадратных метров.

Автор:Михаил Белых