Преданья
старины глубокой
В 1771 году в благодарность за избавление населения города от моровой язвы козловцы построили новый каменный собор, а прежний деревянный продали в пригородную Донскую слободу. Слобожане молились в нём 30 лет, но в силу его тесноты и убогости в свою очередь продали его в 1802 году в село Громушку, а себе возвели каменную церковь. История сохранила имя козловского купца Ивана Тимофеевича Силантьева, оплатившего приобретение и перенос храма из одного села в другое.
По воспоминаниям современников, в начале XIX века для Громушки это было великолепное церковное здание, на которое жители села глядели с изумлением и нескрываемой радостью. Летописные источники гласят, что до приобретения бывшей соборной церкви в Донской слободе они молились в маленькой церквушке, крытой соломой и отличавшейся от крестьянской избы лишь наличием креста. Церковь эта была очень бедной: ризы ситцевые, напрестолие оловянное, большой колокол весил всего три пуда. Сохранились письменные воспоминания бывшего учителя Козловской народной школы Н.И. Мягкова, опубликованные в «Тамбовских губернских ведомостях» в далёком 1889 году. Согласно им главной храмовой реликвией громушкинского храма была древняя чудотворная икона Казанской Божией Матери небольшого размера, напоминавшая аналогичный образ, хранившийся в Оптиной пустыни. Предание свидетельствовало, что икона эта была оставлена в церкви одним проезжим купцом, нашедшим её на дороге в степи. Будто бы было этому купцу видение, чтобы он оставил её в самом бедном храме, который попадётся ему на пути. И таким храмом оказался Громушкинский. Со временем о чудотворной иконе, посланной Провидением в дар бедному храму, забыли, но вскоре она вновь напомнила о себе.
Чудотворный образ
В 20-х годах XIX столетия к обедне в праздничный день в Громушкинский храм пришла одна из жительниц пригородной слободы и попросила священника отслужить перед забытой всеми иконой молебен. Священник и староста долго её искали и наконец нашли в алтаре под лавкой за сундуком всю в пыли. После завершения священнодействия женщина поведала о сновидении, в котором ей было сказано совершить перед этой иконой молебен, а также обещано долгожданное исцеление от болезни, что и случилось. О произошедшем чуде вскоре узнали многие жители, и икона в честь Казанской Божией Матери стала именоваться у местного населения «забудшей», то есть забытой. С тех пор многие жители города, а также пригородных слобод стали регулярно совершать перед ней богослужения. По свидетельству церковного старосты И.Н. Ананьева, во время свирепствовавшей в 1831 году в наших местах холеры икону эту выносили из села Громушки в Ямскую и Полковую слободы Козлова для совершения молебна об избавлении от губительной болезни, и многие верующие получали исцеление. В 40-х годах XIX века эта икона была поставлена в небольшой деревянный киот за левым клиросом храма, в 50-х годах того же столетия в честь чудесного избавления от болезни на средства, пожертвованные одной из жительниц Козлова, была сооружена для иконы посеребрённая риза, увенчанная круглым венцом из меди. По преданию, когда риза эта чеканилась у козловского ювелира Осетрова и икона находилась у него дома, сильно заболела молодая жена частного пристава К.М. Михайлова. Доктора не смогли ей помочь, и несчастная уже готовилась к смерти, но по совету знакомых взяла она у серебряных дел мастера икону и призвала одного из священников совершить перед ней всенощное бдение с молебном. «Священник, - повествуют предания, - с некоторой иронией заметил, что, верно, из какой-нибудь сельской избы взяли такую закопчённую икону, почему бы не попросить принести её из храма в богатом серебряном окладе». Однако, видя, что к концу всенощной больная, лежавшая без движения, вдруг встала с кровати и свободно перекрестилась, священник, поражённый этим чудом, долго молился пред иконой на коленях, прося со слезами прощение.
После этого случая чудотворная икона в новой ризе была поставлена за правым клиросом Громушкинского храма. В последующие годы фиксировалось немало свидетельств чудотворного от неё исцеления.
Простояв в центре села 266 лет, сильно обветшавший храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где молились, крестились, венчались и напутствовались в вечную жизнь первые поколения коренных козловцев, был селянами в начале ХХ века разобран.
По существовавшим в ту пору канонам из брёвен разобранных храмов запрещалось строить жилые дома. Строительный материал, как правило, шёл на сооружение хозяйственных построек или предавался огню. Со временем в Громушке на средства козловского купца Д.И. Умрихина была построена новая каменная церковь, а на месте древнего храма селяне установили часовню. О судьбе Дмитрия Ивановича и хотелось бы рассказать.
Послесловие
В наши дни жители Громушки решили возродить в своём микрорайоне церковь. Это предложение нашло поддержку у епископа Мичуринского и Моршанского Гермогена, который благословил паству на строительство храма-часовни на народные деньги. «Мичуринская правда» уже рассказывала о создании нового прихода и начале сбора необходимых для строительства разрешительных документов. Навстречу верующим пошли и депутаты Мичуринского городского Совета депутатов, внёсшие своим решением изменения в порядок землепользования и выделившие в районе улицы Ржевской территорию в 400 квадратных метров.