Лента новостей
Статья4 октября 2011, 01:00

Человек-оркестр с душой первой скрипки

С.С. Сафронов
С.С. Сафронов

Обычная комната с белёными потолками. На стенах развешены портреты известных музыкантов, на стульях лежат музыкальные инструменты, почётное место занимает рояль фирмы "Красный Октябрь". Одна из стен полностью занята стеллажом с сочинениями: детскими операми, музыкальными комедиями, балетами, мюзиклами. На всех трудах указана одна фамилия. А вот и её обладатель - пожилой невысокий мужчина с открытым доброжелательным лицом. Сергей Сергеевич Сафронов - директор Мичуринской детской школы искусств, заслуженный работник культуры России, лауреат всесоюзных и международных фестивалей, профессор, академик, создатель 13 народных ансамблей, 2 духовых и 2 симфонических оркестров. Недавно Указом Президента РФ за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность С.С. Сафронов награждён медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
-Сергей Сергеевич, как вы пришли к выбору своего жизненного пути?
- Я отвечу вам цитатой из своей книги "Моя музыкальная жизнь в провинции". Я всегда отлично рисовал, с самого детства был знаком с театральной и музейной жизнью обеих столиц, но на одном из семейных советов мама сказала мне: "Сережа, быть тебе музыкантом, так как с художеством неизвестно, как там у тебя получится, а в музыке у тебя одни "пятерки" по всем предметам, да и сочинять ты её умеешь".
- 53 года своей жизни вы отдали педагогическому труду. Как проходили первые шаги по созданию вашего главного детища?
- Школа - мой личный проект. Сначала мне предлагали открыть филиал музыкальной школы №1, где я работал. Но я хотел создать именно отдельное учебное заведение, чтобы не оставлять процесс обучения без наблюдения. ЦК КПСС в то время не мог выделить деньги на эту идею. В стране был дефицит. Тогда мы пошли на обман. Предложили построить здание для магазина детских игрушек и парикмахерской. Деньги выделили, и стройка началась.
- В чём заключалась основная трудность?
- Началась борьба с торговлей. Я долго отбивал эту школу, и в 1987 году мы её наконец получили. Но и тут начались большие проблемы. Чтобы оборудовать здание под классы, нужно было переделать планировку, сломать много стен. На заводе "Прогресс" мне согласились помочь с вывозом строительного мусора. Но нужны были рабочие руки. И я обратился к родителям. На первый воскресник пришло 90 человек. Работали в поте лица. И за эту отзывчивость я очень им благодарен.
- Местные власти были так же отзывчивы?
- Школа строилась и достраивалась в течение 20 лет силами педагогов, родителей и учеников. Но на новую крышу наших средств не хватало. Тогда я попросил о помощи Виктора Никитича Макарова. На просьбу он откликнулся, но спросил, почему в городе нет духового оркестра. Это было в 2007 году. И я создал оркестр. Такой вот своеобразный бартер получился (улыбается).
- В чём вы видите уникальность своей школы?
- Мы ставим на сцене балеты, оперы и мюзиклы под живую музыку. Деньги, вырученные за билеты, отдаём в детские дома. Туда же я добавляю часть своей зарплаты. Ни одна музыкальная школа в России этим не занимается. В благотворительной организации "Мир добра" в Москве меня назвали "Меценатом тысячелетия". Правда, я так не считаю.
- Что для вас является истинным счастьем?
- Я счастлив, когда выполнил трудную задачу. Например, написал оперу, или мой ученик занял призовое место. При этом интересен сам процесс, чем он сложнее, тем прекраснее я себя чувствую, завершая его. Сейчас я работаю над громадной книгой "Служение искусству" (достаёт из стола огромную кипу листов). И когда я её закончу, для меня это будет великое счастье.

Автор:Владимир Конев